13. РООП ООО 2022 - 2027 МУЗЫКА

Приложение 13
к РООП ООО
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «23» 08. 2022_ года № _9_

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
Приказ от «_23_» _08__ 20_22_ года № _141_
Н.В. Парафейник

Рабочая программа
по _учебному предмету
«МУЗЫКА»
для _5 - 8_ классов
5 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
6 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
7 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
8 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
(срок реализации 5 лет)
Авторы-составители:
Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.
Учитель Шпихернюк С.И.
Рассмотрено на заседании МО
учителей естественно - научного цикла

2022г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................................................6
Модуль № 1 «Музыка моего края» ......................................................................................................6
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» ..................................................8
Модуль № 3 «Музыка народов мира» ............................................................................................. 10
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» ................................................................. 11
Модуль № 5 «Русская классическая музыка» ............................................................................. 14
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» ................................. 16
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» ...................................................................... 18
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» ............................................... 20
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» ..................... 21
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................ 23
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 31

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа по предмету «Музыка» (5 – 8
классы) составлена на основании следующих нормативных документов:
✓ Государственного образовательного стандарта основного общего образования
Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики,
регистрационный № 5055 от 05.04.2022г.);
✓ Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 18.07.2022 № 586);
✓ Учебного плана МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
(утвержден Приказом МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
ДНР);
✓ Примерная рабочая программа основного общего образования «Музыка» (для 5 - 8
классов образовательной организации) (рекомендована решением научно –
методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3)
− Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий
во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества.
Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать
эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные
образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости,
с другой – глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира
человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми,
окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
− Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и
свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
− Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и
отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов
прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и
задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и
ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде
всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через
сознание, но и на более глубоком – подсознательном уровне.
− Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать
чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и
логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении
будущего и его сравнении с прошлым.
− Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации
и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание

3

вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка,
формирование всей системы ценностей.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка,
развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части
всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественнотворческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление
системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования
музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других
людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных
для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в
предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия
музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
4

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах,
достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и
профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития
музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

Место предмета в учебном плане
Содержание предмета «Музыка» структурировано как система тематических
модулей. Все модули входят в учебный план 5–8 классов программы основного общего
образования в объёме 136 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю в качестве
инвариантных.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
✓ репродуктивная технология;
✓ технология развивающего обучения;
✓ игровые технологии;
✓ технология проблемного обучения;
✓ технология уровневой дифференциации.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах
❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий;
❖ дидактических игр;
❖ предметных неделей;
❖ предметных олимпиад.

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного
распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает
перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные
тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет
существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов;
работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт
внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п.
25.3 ФГОС ООО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной
работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».

Модуль № 1 «Музыка моего края»
№ блока, кол-во
часов
А)
3–4 учебных часа

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Фольклор –
народное творчество

Традиционная
музыка –
отражение жизни народа.
Жанры детского и игрового
фольклора (игры, пляски,
хороводы и др.)

Б)
3–4 учебных часа

Календарный
фольклор

Календарные
обряды,
традиционные для данной
местности (осенние, зимние,
весенние – на выбор учителя)

В)
3–4 учебных часа

Семейный фольклор

Фольклорные
жанры,
связанные с жизнью человека:
свадебный обряд, рекрутские
песни, плачи-причитания

Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи.
Определение на слух:
—
принадлежности к народной или композиторской музыке;
—
исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
—
жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и
исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей,
фольклорных игр
Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев.
На выбор или факультативно
Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в
народном гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка
Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение
особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой
принадлежности, анализ символики традиционных образов. Разучивание и
исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя).
На выбор или факультативно

6

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся
Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Исследовательские
проекты по теме «Жанры семейного фольклора»

Г)
3–4 учебных часа

Наш край сегодня

Современная
музыкальная
культура родного края.
Гимн республики, города (при
наличии).
Земляки –
композиторы,
исполнители,
деятели культуры. Театр,
филармония, консерватория

Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных
композиторов.
Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров
культуры и искусства.
На выбор или факультативно
Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание
отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии.
Исследовательские проекты, посвящённые деятелям музыкальной культуры
своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим
коллективам).
Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных
мелодий; съёмка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т. д.),
направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего
края

7

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
№ блока, кол-во
часов
А) 3-4 учебных
часа

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Россия – наш общий Богатство и разнообразие
дом
фольклорных
традиций
народов
нашей
страны.
Музыка
наших
соседей,
музыка других регионов

Б)
3–4
учебных
часа

Фольклорные жанры

Общее
и
особенное
в
фольклоре народов России:
лирика, эпос, танец

В) 3–4 учебных
часа

Фольклор в творчестве Народные
истоки
профессиональных
композиторского творчества:
композиторов
обработки фольклора, цитаты;
картины родной природы и
отражение типичных образов,
характеров,
важных
исторических
событий.
Внутреннее
родство
композиторского и народного
творчества на интонационном
уровне.

8

Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких
регионов в аудио- и видеозаписи.
Определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, характера музыки.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр разных народов России
Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и
видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных
интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов.
Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных,
лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов
России.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний.
Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере
изученных народных танцев и песен.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов
России. Музыкальный фестиваль «Народы России»
Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в
композиторской обработке. Знакомство с 2–3 фрагментами крупных
сочинений(опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых
использованы подлинные народные мелодии. Наблюдение за принципами
композиторской обработки, развития фольклорного тематического
материала.
На выбор или факультативно
Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения
фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере
выбранной региональной традиции).

№ блока, кол-во
часов

Г)
3–4
учебных
часа

Темы

На рубежах культур

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Взаимное
влияние
фольклорных традиций друг
на друга.
Этнографические экспедиции
и фестивали. Современная
жизнь фольклора

9

Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи),
посвящённого данной теме. Обсуждение в классе и/или письменная
рецензия по результатам просмотра
Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных
территориях. Выявление причинно-следственных связей такого
смешения.
Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора.
На выбор или факультативно
Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале
традиционной культуры

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
№ блока, кол-во
часов
А)
3–4
учебных
часа

Б)
3–4
учебных
часа

В) 3–4 учебных
часа

Г) 3–4 учебных
часа

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Музыка – древнейший Археологические находки,
язык человечества
легенды и сказания о музыке
древних. Древняя Греция –
колыбель европейской
культуры (театр, хор, оркестр,
лады, учение о гармонии и др.)

Музыкальный
Интонации и ритмы, формы и
фольклор
народов жанры
европейского
Европы
фольклора
Отражение
европейского
фольклора
в
творчестве
профессиональных
композиторов
Музыкальный
Африканская музыка – стихия
фольклор
народов ритма. Интонационно-ладовая
Азии и Африки
основа музыки стран Азии,
уникальные
традиции,
музыкальные
инструменты.
Представления о роли музыки
в жизни людей
Народная
музыка Стили и жанры американской
Американского
музыки (кантри, блюз,
континента
спиричуэлс, самба, босса-нова
и др.). Смешение интонаций и
ритмов различного

10

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией
музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной
информации.
Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение
тотемному животному и т. и.). Озвучивание, театрализация легенды/мифа
о музыке.
На выбор или факультативно
Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты
в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве
XVII–XX веков»
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки народов Европы.
Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов
европейского фольклора и фольклора народов России.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная,
ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных
традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки народов Африки и Азии. Выявление общего и особенного при
сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора
народов России.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Коллективные
ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки»
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского,
латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных
истоков. Разучивание и исполнение народных песен, танцев.
Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические
импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

происхождения

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
№ блока, кол-во
часов
А)
2–3
учебных
часа

Б)
2–3
учебных
часа

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Национальные истоки Национальный музыкальный
классической музыки
стиль на примере творчества
Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль
композитора –
основоположника
национальной классической
музыки.
Характерные жанры, образы,
элементы музыкального языка

Музыкант и публика

Кумиры публики (на примере
творчества В. А. Моцарта, Н.
Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд,
миссия композитора,
исполнителя. Признание
публики. Культура слушателя.

11

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для
рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых
композиторов.
Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации,
прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических
произведений.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном
разделе).
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторовклассиков, представителей национальных школ.
Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве
выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в
классе.
Посещение концерта классической музыки, балета, драматического
спектакля
Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами
биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и
непонятых современниками.
Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка изучаемых классических произведений, умение
напеть их наиболее яркие ритмо-интонации.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Традиции слушания музыки в
прошлые века и сегодня

изученных произведений.
Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил
поведения в концертном зале, театре оперы и балета.
На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей),
лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения).
Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением
в классе.
Создание тематической подборки музыкальных произведений для
домашнего прослушивания
Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической
музыки.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном
разделе).
Исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на
примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и
архитектуры).
Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям
барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов
Знакомство с произведениями композиторов – венских классиков,
композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений.
Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим
героем произведения.
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка изучаемых классических
произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация
его музыкального образа.

В)
Музыка – зеркало
4–6
учебных эпохи
часов

Искусство как отражение, с
одной стороны – образа
жизни, с другой – главных
ценностей, идеалов
конкретной эпохи. Стили
барокко и классицизм (круг
основных образов,
характерных интонаций,
жанров). Полифонический и
гомофонно-гармонический
склад на примере творчества
И. С. Баха и Л. ван Бетховена

Г) 4–6 учебных
часов

Героические образы в музыке.
Лирический герой
музыкального произведения.
Судьба человека – судьба
человечества (на примере
творчества Л. ван Бетховена,
Ф. Шуберта и др.). Стили
классицизм и романтизм (круг
основных образов,
характерных интонаций,

Музыкальный образ

12

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

жанров)

Д) 3–4 учебных
часа

Музыкальная
драматургия

Развитие музыкальных
образов. Музыкальная тема.
Принципы музыкального
развития: повтор, контраст,
разработка.
Музыкальная форма –
строение музыкального
произведения

Е) 4–6 учебных
часов

Музыкальный стиль

Стиль как единство
эстетических идеалов, круга
образов, драматургических
приёмов, музыкального языка.
(На примере творчества
В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А.
Шёнберга и др.)

13

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное
творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора.
Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм
(только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и
литературе и т. д.)
Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики
музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные
изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в
развёртывании музыкальной драматургии. Узнавание на слух
музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения
музыкального произведения.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация
музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в программе которого
присутствуют крупные симфонические произведения.
Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого
театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов,
музыкальной драматургии одного из произведений композиторовклассиков
Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях
музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль
эпохи и т. д.).
Исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко,
классицизма, романтизма, импрессионизма
(подлинных или стилизованных).
Определение на слух в звучании незнакомого произведения:

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся
– принадлежности к одному из изученных стилей;
– исполнительского состава (количество и состав исполнителей,
музыкальных инструментов);
– жанра, круга образов;
– способа музыкального изложения и развития в простых и сложных
музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст,
соотношение разделов и частей в произведении и др.).
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и
особенностям музыкального искусства различных стилей XX века

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
№ блока, кол-во
часов
А) 3–4 учебных
часа

Б) 4–6 учебных
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Образы родной земли

Вокальная музыка на стихи
русских поэтов, программные
инструментальные
произведения, посвящённые
картинам русской природы,
народного быта, сказкам,
легендам (на примере
творчества М. И. Глинки, С. В.
Рахманинова, В. А. Гаврилина
и др.)

Золотой век русской
культуры

Светская музыка российского
дворянства XIX века:
музыкальные салоны,
домашнее музицирование,

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки
русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление
мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому
фольклору.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочинённого русским композитором классиком.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.
Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят
произведения русских композиторов
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ
художественного содержания, выразительных средств. Разучивание,
исполнение не менее одного вокального произведения лирического
характера, сочинённого русским композитором-классиком.

14

№ блока, кол-во
часов

Темы

В) 4–6 учебных
часов

История страны и
народа в музыке
русских композиторов

Г) 3–4 учебных
часа

Русский балет

Содержание

Виды деятельности обучающихся

балы, театры. Увлечение
западным искусством,
появление своих гениев.
Синтез западноевропейской
культуры и русских
интонаций, настроений,
образов (на примере
творчества М. И. Глинки,
П. И. Чайковского,
Н. А. Римского-Корсакова и
др.)
Образы народных героев, тема
служения Отечеству в
крупных театральных и
симфонических
произведениях русских
композиторов (на примере
сочинений композиторов –
членов «Могучей кучки»,
С. С. Прокофьева,
Г. В. Свиридова и др.)

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской
культуре XIX века. Создание любительского фильма, радиопередачи,
театрализованной музыкально-литературной композиции на основе
музыки и литературы XIX века.
Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона

Мировая слава русского
балета.
Творчество композиторов (П.
И. Чайковский, С. С.
Прокофьев, И. Ф.
Стравинский, Р. К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов
балета. Дягилевские сезоны

15

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ
художественного содержания и способов выражения патриотической
идеи, гражданского пафоса.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочинённого русским композиторомклассиком.
Исполнение Гимна Российской Федерации.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На выбор или факультативно
Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых
творчеству композиторов – членов кружка «Могучая кучка».
Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или
посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях
русских композиторов
Знакомство с шедеврами русской балетной музыки.
Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях
российских балетных трупп за рубежом.
Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи).
Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые истории создания знаменитых
балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров.

№ блока, кол-во
часов

Темы

Д) 3–4 учебных
часа

Русская
исполнительская
школа

Е) 3–4 учебных
часа

Русская музыка –
взгляд в будущее

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Творчество выдающихся
отечественных исполнителей
(С. Рихтер, Л. Коган, М.
Ростропович, Е. Мравинский и
др.). Консерватории в Москве
и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П. И.
Чайковского
Идея светомузыки. Мистерии
А. Н. Скрябина.
Терменвокс, синтезатор Е.
Мурзина, электронная музыка
(на примере творчества А. Г.
Шнитке, Э. Н. Артемьева и
др.)

Съёмки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации и т. п.) на музыку какого-либо балета (фрагменты)
Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных
музыкантов, оценка особенностей интерпретации.
Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.
Дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора».
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных
отечественных исполнителей классической музыки
Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века,
эстетическими и технологическими идеями по расширению
возможностей и средств музыкального искусства.
Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении
технических средств в создании современной музыки.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые развитию музыкальной
электроники в России. Импровизация, сочинение музыки с помощью
цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»
№ блока, кол-во
часов
А) 3–4 учебных
часа

Темы
Храмовый синтез
искусств

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Музыка православного и
католического богослужения
(колокола, пение a capella /
пение в сопровождении
органа). Основные жанры,
традиции. Образы Христа,
Богородицы, Рождества,
Воскресения

16

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской
культуре западноевропейской традиции и русского православия,
полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание
единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как
сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи
христианства.
Определение сходства и различия элементов разных видов искусства
(музыки, живописи, архитектуры), относящихся:
– к русской православной традиции;

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

– западноевропейской христианской традиции;
– другим конфессиям (по выбору учителя).
Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной
традицией, перекликающихся с ней по тематике.
На выбор или факультативно
Посещение концерта духовной музыки
Б) 4–6 учебных
Развитие церковной
Европейская музыка
Знакомство с историей возникновения нотной записи.
часов
музыки
религиозной традиции
Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций
(григорианский хорал,
(григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).
изобретение нотной записи
Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных
Гвидо д’ Ареццо,
распевов (одноголосие).
протестантский хорал).
Слушание духовной музыки. Определение на слух:
Русская музыка религиозной
– состава исполнителей;
традиции (знаменный распев,
– типа фактуры (хоральный склад, полифония);
крюковая запись, партесное
– принадлежности к русской или западноевропейской религиозной
пение).
традиции.
Полифония в западной и
На выбор или факультативно
русской духовной музыке.
Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием
Жанры: кантата, духовный
географических и исторических особенностей распространения
концерт, реквием
различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной
музыки.
Исследовательские и творческие проекты, посвящённые отдельным
произведениям духовной музыки
В) 3–4 учебных
Музыкальные жанры
Эстетическое содержание и
Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно)
часа
богослужения
жизненное предназначение
произведениями мировой музыкальной классики, написанными в
духовной музыки.
соответствии с религиозным каноном.
Многочастные произведения
Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.
на канонические тексты:
Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь
католическая месса,
представление об особенностях их построения и образов.
православная литургия,
Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием
всенощное бдение
терминологии, примерами из соответствующей традиции,
формулировкой собственного отношения к данной музыке,
рассуждениями, аргументацией своей позиции
Г) 3–4 учебных Религиозные темы и Сохранение
традиций Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной

17

№ блока, кол-во
часов
часа

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

образы в современной духовной музыки сегодня.
музыке
Переосмысление религиозной
темы
в
творчестве
композиторов XX– XXI веков.
Религиозная
тематика
в
контексте поп-культуры

традиции в культуре XX–XXI веков.
Исполнение музыки духовного содержания, сочинённой современными
композиторами.
На выбор или факультативно
Исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в
наше время».
Посещение концерта духовной музыки

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
№ блока, кол-во
часов
А) 3–4 учебных
часа

Б) 4–6 учебных
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Камерная музыка

Жанры камерной вокальной
музыки (песня, романс,
вокализ и др.).
Инструментальная миниатюра
(вальс, ноктюрн, прелюдия,
каприс и др.).
Одночастная, двухчастная,
трёхчастная репризная форма.
Куплетная форма

Циклические формы и
жанры

Сюита, цикл миниатюр
(вокальных,
инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт:
трёхчастная форма, контраст

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных
и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика
музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной
наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных
жанров.
На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных
признаков жанра (вокализ – пение без слов, вальс – трёхдольный метр и
т. п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или
письменный текст, рисунок, пластический этюд
Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного
художественного замысла цикла.
Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла. Знакомство со
строением сонатной формы. Определение на слух основных партий-тем в
одной из классических сонат.
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального).

18

№ блока, кол-во
часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

основных тем, разработочный
принцип развития

Предварительное изучение информации о произведениях концерта
(сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать
аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт
Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры,
классической 4-частной симфонии.
Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация,
пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания
музыкального повествования.
Образно-тематический конспект.
Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое
моделирование,
инструментальное
музицирование)
фрагментов
симфонической музыки. Слушание целиком не менее одного
симфонического произведения.
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки.
Предварительное изучение информации о произведениях концерта
(сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать
аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт
Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.
Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы.
Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение
собственного и профессионального исполнений.
Различение, определение на слух:
– тембров голосов оперных певцов;
– оркестровых групп, тембров инструментов;
– типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).
Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов
музыкальных спектаклей.
На выбор или факультативно
Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального).
Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле
(сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные
номера).
Последующее составление рецензии на спектакль

В) 4–6 учебных
часов

Симфоническая
музыка

Одночастные симфонические
жанры (увертюра, картина).
Симфония

Г) 4–6 учебных
часов

Театральные жанры

Опера, балет. Либретто.
Строение музыкального
спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал.
Массовые сцены.
Сольные номера главных
героев. Номерная структура и
сквозное развитие сюжета.
Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном
спектакле

19

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
№ блока, кол-во
часов
А) 3–4 учебных
часа

Темы
Музыка и литература

Б) 3–4 учебных
часа

Музыка и живопись

В) 3–4 учебных
часа

Музыка и театр

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Единство слова и музыки в
вокальных жанрах (песня,
романс, кантата, ноктюрн,
баркарола, былина и др.).
Интонации рассказа,
повествования в
инструментальной музыке
(поэма, баллада и др.).
Программная музыка
Выразительные средства
музыкального и
изобразительного искусства.
Аналогии: ритм, композиция,
линия – мелодия, пятно –
созвучие, колорит - тембр,
светлотность – динамика и т.д.
Программная музыка.
Импрессионизм (на примере
творчества французских
клавесинистов, К. Дебюсси, А.
К. Лядова и др.)
Музыка к драматическому
спектаклю (на примере
творчества Э. Грига, Л. ван
Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д.
Шостаковича и др.).
Единство музыки,
драматургии, сценической
живописи, хореографии

20

Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.
Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк,
сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинёнными композиторами
(метод «Сочинение сочинённого»).
Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия
инструментального музыкального произведения.
Рисование образов программной музыки.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки.
Выявление интонаций изобразительного характера.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов
изученных произведений.
Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью
усиления изобразительного эффекта.
На выбор или факультативно
Рисование под впечатлением от восприятия музыки
программно-изобразительного характера.
Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников
Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и
зарубежными композиторами для драматического театра.
Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр
видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня.
Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов
музыкальных спектаклей.
На выбор или факультативно
Постановка музыкального спектакля.
Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно)
роли музыки в данном спектакле.

№ блока, кол-во
часов
Г) 3–4 учебных
часа

Темы

Музыка кино и
телевидения

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Музыка в немом и звуковом
кино. Внутрикадровая и
закадровая музыка. Жанры
фильма оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма
(на примере произведений Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г.
Гладкова, А. Шнитке)

Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными
композиторами для театра
Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных
композиторов.
Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта,
создаваемого музыкой.
Разучивание, исполнение песни из фильма.
На выбор или факультативно
Создание любительского музыкального фильма.
Переозвучка фрагмента мультфильма.
Просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Аналитическое эссе с
ответом на вопрос «В чём отличие видеозаписи музыкального спектакля
от фильма-оперы (фильма-балета)?»

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
№ блока, кол-во
часов
А) 3–4 учебных
часа

Б) 3–4 учебных
часа

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Джаз

Джаз – основа популярной
музыки XX века. Особенности
джазового языка и стиля
(свинг, синкопы, ударные и
духовые инструменты,
вопросо-ответная структура
мотивов, гармоническая сетка,
импровизация)

Мюзикл

Особенности жанра. Классика
жанра - мюзиклы середины
XX века (на примере
творчества Ф. Лоу, Р.
Роджерса, Э. Л. Уэббера и
др.).

21

Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и
направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз).
Определение на слух:
– принадлежности к джазовой или классической музыке;
– исполнительского состава (манера пения, состав инструментов).
Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем.
Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе.
На выбор или факультативно
Сочинение блюза. Посещение концерта джазовой музыки
Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными
зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла,
сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет,
драматический спектакль).
Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных
СМИ.

№ блока, кол-во
часов

Темы

В) 3–4 учебных
часа

Молодёжная
музыкальная культура

Г) 3–4 учебных
часа

Музыка цифрового
мира

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Современные постановки в
жанре мюзикла на российской
сцене
Направления и стили
молодёжной музыкальной
культуры XX–XXI веков (рокн-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп
и др.). Социальный и
коммерческий контекст
массовой музыкальной
культуры
Музыка повсюду (радио,
телевидение, Интернет,
наушники). Музыка на любой
вкус (безграничный выбор,
персональные плей-листы).
Музыкальное творчество в
условиях цифровой среды

Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного
рекламного текста для данной постановки.
Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.
Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой
жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис
Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.).
Разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодёжных
музыкальных течений.
Дискуссия на тему «Современная музыка».
На выбор или факультативно
Презентация альбома своей любимой группы
Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и
сейчас.
Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его
художественного образа, стиля, выразительных средств. Разучивание и
исполнение популярной современной песни.
На выбор или факультативно
Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни
современного человека. Создание собственного музыкального клипа

22

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1.
Патриотического воспитания:
− осознание гражданской идентичности (гражданин Донецкой Народной Республики),
российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна Донецкой Народной Республики и традиций его исполнения,
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание
достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать
и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2.
Гражданского воспитания:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей
поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики,
готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3.
Духовно-нравственного воспитания:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4.
Эстетического воспитания:
− восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому
себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.
Ценности научного познания:
− ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
23

с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками
познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на
материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных
явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной
терминологии.
6.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
− осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены,
в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7.
Трудового воспитания:
− установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие
в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
8.
Экологического воспитания:
− повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
− освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
− стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
− смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,
обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума;
− способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля
к победе.

24

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
− устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
− сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения,
жанры и стили музыкального и других видов искусства;
− обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля;
− выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
− самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого
слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
− следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
− использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
− формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
− составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
− понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
− использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
− выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
− использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
− оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
− различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
25

трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной
установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
− воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания,
понимать
ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
− передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
− осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
− эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
− распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в
соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
− выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
− понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
− вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
− публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
− Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы
взаимодействия;
− понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной
музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
26

ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
− ставить
перед
собой
среднесрочные
и
долгосрочные
цели
по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и
способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
− планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
− самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
− выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
− самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
− делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
− предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
− использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности
(бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
− чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
− развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
− выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
− уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
− признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться
не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
− принимать себя и других, не осуждая;
− проявлять открытость;
− осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
27

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
−
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
−
воспринимают российскую музыкальную культуру и культуру региона как
целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных
мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
−
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего
народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в
исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за
сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
−
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
− знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
− характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
− исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов
своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
− определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее
трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
− различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной
музыки;
− определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
− объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и
деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
− определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской,
латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к
28

отдельным самобытным культурно-национальным традициям1;
− различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной
музыки;
− определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
− различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
− различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
− определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
− исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
− характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
− характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
− различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
− характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
− исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
− характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
− различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской
духовной музыки;
− исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
− приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
− определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
− различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
− исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
На выбор учителя. Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т. п.
— не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе.
1

29

− определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
− различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
− импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе
восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам
музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать
ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
− высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
− различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить
примеры;
− рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.

30

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям

5 класс (34 часа)
1-я четверть (8 часов)
Музыка моего края (А, Б)
Фольклор – народное творчество
(А)
Календарный фольклор (Б)

2-я четверть (7 часов)
Русская классическая
Музыка (А, Д)
Образы родной земли (А)
Русская исполнительская школа (Д)

3-я четверть (10 часов)
Европейская классическая
музыка (А, Б)
Национальные истоки
классической музыки (А)
Музыкант и публика (Б)
6 класс (34 часа)
2-я четверть (7 часов)
3-я четверть (10 часов)
Русская классическая
Европейская классическая
Музыка (Б, В)
музыка (В, Г)

1-я четверть (8 часов)
Народное музыкальное
творчество России (А, Б или А, В
или Б, В)
- Россия – наш общий дом (А)
- Золотой век русской культуры (Б)
- Фольклорные жанры (Б)
- История страны и народа в музыке
- Фольклор в творчестве
русских композиторов (В)
профессиональных композиторов
(В)

31

- Музыка – зеркало эпохи (В)
- Музыкальный образ (Г)

4-я четверть (9 часов)
Связь музыки с другими
видами искусства (А, Б)
Музыка и литература (А)
Музыка и живопись (Б)

4-я четверть (9 часов)
Жанры музыкального
искусства (А, Б)
- Камерная музыка (А)
- Циклические формы и
жанры (Б)

1-я четверть (8 часов)
Музыка народов мира
- Музыка – древнейший язык
человечества (А)
- Музыкальный фольклор народов
Европы (Б)
1-я четверть (8 часов)
Музыка моего края (В, Г)
- Семейный фольклор (В)
- Наш край сегодня (Г)

7 класс (34 часа)
2-я четверть (7 часов)
3-я четверть (10 часов)
Истоки и образы русской и
европейской духовной музыки
(А, Б или А, В или Б, В)
- Храмовый синтез искусств (А)
- Развитие церковной музыки (Б)
- Музыкальные жанры богослужения
(В)
8 класс (34 часа)
2-я четверть (7 часов)
Жанры
Русская
музыкального
классическая
искусства (Г)
музыка (Г)
- Театральные жанры (Г)
- Русский балет (Г)

32

Европейская
классическая музыка. Жанры
музыкального искусства (Д)

4-я четверть (9 часов)
Связь музыки с другими
видами искусства (В, Г)

- Музыкальная драматургия (Д)
- Симфоническая музыка (В)

- Музыка и театр (В)
- Музыка кино и
телевидения (Г)

3-я четверть (10 часов)
Европейская
Русская
классическая
классическая
музыка (Е)
музыка (Е)
- Музыкальный стиль (Е)
- Русская музыка –взгляд в
будущее (Е)

4-я четверть (9 часов)
Современная музыка:
основные жанры и
направления (А, Б)
- Джаз (А)
- Мюзикл (Б)

Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип):
Сентябрь
(4 часа)

Октябрь
(4 часа)

Ноябрь
(3 часа)

Декабрь
(4 часа)

Музыка
моего края
(А)

Народное
музыкальное
творчество
России (А)

Жанры
музыкального
искусства (А)

Русская
классическая
музыка (А)

Музыка
моего края
(Б)

Народное
музыкальное
творчество
России (Б)

Музыка
народов мира
(А)

Европейская
классическая
музыка (Г)

Музыка
моего края
(В)

Народное
музыкальное
творчество
России (В)

Русская
классическая
музыка (В)

Истоки и
образы
русской и
европейской
духовной
музыки (В)

Музыка
моего края
(Г)

Народное
музыкальное
творчество
России (Г)

Жанры
музыкального
искусства (Г)

Русская
классическая
музыка (Г)

Январь
(3 часа)
5 класс
Музыка
народов мира
(Б)

6 класс
Истоки и
образы
русской и
европейской
духовной
музыки (Б)
7 класс
Европейская
классическая
музыка (В)

8 класс
Европейская
классическая
музыка (Б)

33

Февраль
(4 часа)

Март (3 часа)

Апрель
(5 часов)

Май (4 часа)

Европейская
классическая
музыка (А)

Истоки и
образы
русской и
европейской
духовной
музыки (А)

Связь музыки
с другими
видами
искусства (Б)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(А)

Русская
классическая
музыка (Б)

Связь музыки
с другими
видами
искусства (А)

Жанры
музыкального
искусства (Б)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(Г)

Жанры
музыкального
искусства (В)

Связь музыки
с другими
видами
искусства (В)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(Б)

Музыка
народов мира
(В)

Связь музыки
с другими
видами
искусства (Г)

Музыка
народов мира
(Г)

Истоки и
образы
русской и
европейской
духовной
музыки (Г)

Современная
музыка:
основные
жанры и
направления
(В)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».