6. РООП НОО 2022 - 2026 ОРКСЭ

Приложение 6
к РООП НОО
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «23» 08. 2022 года № 9

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Амвросиевская школа
№ 5» Амвросиевского района
Приказ от «23» 08.2022 года № 141
Н.В. Парафейник

Рабочая программа
по _учебному предмету
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
для _4_ класса
4 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
(срок реализации 4 года)
Авторы-составители:
Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.
Учитель Савченко Е.В.
Рассмотрено на заседании МО
учителей начальных классов

2022г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................................................4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .............5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 12
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» ............................... 16
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» ........................................................................................ 22

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа по предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» (4 класс) составлена на основании следующих
нормативных документов:
✓ Государственного образовательного стандарта начального общего образования
Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 21-НП
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики,
регистрационный № 5055 от 05.04.2022г.);
✓ Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 15.07.2022 № 571);
✓ Учебного плана МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
(утвержден Приказом МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
ДНР);
✓ Примерная рабочая программа начального общего образования «Основы
религиозных культур и светской этики» (для 4 класса образовательной организации)
(рекомендована решением научно – методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»
(протокол от 11.08.2022 № 3)
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики» Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России и Донецкой Народной Республики, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Основными задачами ОРКСЭ являются:
—знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
—развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
—обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно­смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
—развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога;
—культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов
России и Донецкой Народной Республики (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах,
свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации и Донецкой
Народной Республике.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России и Донецкой Народной Республики, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
3

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам
религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в
богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
Место предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном
плане
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34
ч).
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
✓ репродуктивная технология;
✓ технология развивающего обучения;
✓ игровые технологии;
✓ технология проблемного обучения;
✓ технология уровневой дифференциации.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах
❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий;
❖ дидактических игр;
❖ предметных неделей;
❖ предметных олимпиад.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России.
Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама,
4

иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях
народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна
из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах
разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция)
в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные
ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России и Донецкой Народной Республики.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
—строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
—понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
5

—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
▪ ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
▪ использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
▪ применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
▪ признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
▪ выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
—использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
—находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
6

информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
—создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:
—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
—выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования
и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
7

нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
—рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
—рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
—рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
—раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
—распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
—рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
—излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей
совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
▪ —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
8

человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
—выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях
России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в
семье, между людьми;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило
нравственности» в религиозных традициях;
—соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями
в традиционных религиях народов России;
—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях
религий;
—рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах,
обычаях (1—2 примера);
—рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;
—рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного
праздника каждой традиции);
—раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в
традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
—распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять
своими словами её значение в религиозной культуре;
—рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных
особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма
(архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или
звуковой среды);
—излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;

9

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей
совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
—выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных,
охрана окружающей среды;

10

—рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
—распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
—рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
—называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(34 часа; 1 час в неделю)
Тема
Россия — наша
Родина
(1 ч)

Основное содержание
Россия — многонациональное
государство
Духовный мир человека
Культурные традиции
Культурное многообразие России
Народы и религии в России
Традиционные религии народов
Росси

Культура и религия.
Введение
в
православную
духовную традицию
(2 ч)

Культура и религия
Что такое культура?
Что такое религия?
Как человек создаёт культуру
Истоки русской культуры — в
православной религии

Во
что
православные
христиане
(4 ч)

верят Бог — Творец, который создал
весь мир и человеческий род
Бог есть Любовь Бог и человек
Вера в Бога и её влияние на
поступки людей
Что такое православие Бог­Троица
Что значит молиться
Кто такие святые
Священное Предание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать
иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному
Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека,
семьи, общества, духовном мире человека
Называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи, применять
их при анализе и оценке явлений и фактов действительности
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать электронных форм учебника (ЭФУ)
Приводить примеры единения народов России (например «День народного единства» и
т д)
Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на
них
Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как
духовной культуры человека, народа, общества
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в
православной религии
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять их при
анализе и оценке фактов действительности
Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в православии, вероучении о Боге­Троице, Творении, человеке, Богочеловеке
Иисусе Христе как Спасителе, Церкви
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов;
соотносить прочитанное с личным жизненным опытом
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто
такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном
Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах
12

Тема

Основное содержание
Священное Писание христиан —
Библия
Ветхий и Новый Заветы в Библии
Добро
и
зло
в Добро Зло Грех
православной
Работа совести
традиции.
Золотое Покаяние
правило
Десять ветхозаветных заповедей,
нравственности.
данных Богом Моисею
Любовь к ближнему
Заповеди Иисуса Христа —
(4 ч)
Заповеди
Блаженств,
их
содержание и соотношение с
Десятью заповедями
Кто для христиан ближний,
любовь к ближним «Золотое
правило
нравственности»
в
православной культуре
Святость
в
православной
традиции, святые
Отношение к труду.
Заповеди Творца Прародителям
Долг и ответственность Отношение к труду в Православии
(2 ч)
Уважение к труду
Совесть
Нравственный
долг
и
ответственность
человека
в
православной традиции
Милосердие
сострадание
(2 ч)

Православие в России

и Милосердие и сострадание в
православной
христианской
традиции
Особенности
христианской
морали, отношение к личным
врагам
Христианское милосердие
Милосердие к животным
Деятельное сострадание людям,
нуждающимся
Крещение Руси

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использование электронных форм учебника (ЭФУ)
Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею
Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и
нравственно­этической точки зрения
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни
(свобода, разум, совесть, доброта, любовь)
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях Блаженства, их
соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями
Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает
любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о
святости и святых в православной традиции
Размышлять и рассуждать на морально­этические темы
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Читать и пересказывать учебный текст
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте
Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни
православных христиан
Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний
Соотносить изученное с примерами из жизни, литературных произведений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о
других, любить друг друга, сочувствовать, не лениться, не лгать)
Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства
На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной
культуры
Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания
милосердия и сострадания в православной культуре
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст
13

Тема
(5 ч)

Православный храм и
другие святыни
(3 ч)

Символический язык
православной
культуры:
христианское искусство
(иконы,
фрески,
церковное
пение,
прикладное искусство),
православный
календарь.
Праздники
(6 ч)

Основное содержание
Святые равноапостольные княгиня
Ольга
и
князь
Владимир
Креститель
Развитие православной культуры,
распространение христианства на
Руси
Святая Русь
Русские святые
Православие в русской культуре, в
современной России
Православный храм — его
устройство и убранство
Алтарь, Царские врата, иконостас,
притвор
Нормы поведения в православном
храме
Миряне и священнослужители
Богослужение в храме
Таинства Церкви
Монастыри, монашество
Христианская символика
Крест Христов
Православная
художественная
культура
Православная икона, виды икон
Церковное пение
Церковное прикладное искусство
Православный календарь
Праздники
и
посты
в
православном календаре
Двунадесятые праздники
Воскресение Христово (Пасха)
Рождество Христово Праздники
святым
Православные
праздники:
«Воскресение Христово (Пасха)»,
«Рождество Христово», «День
славянской
письменности
и

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным
князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности и
культуры
Уметь использовать электронные формы учебника (ЭФУ)
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом
Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и
монастырях в православной традиции
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использование электронных форм учебника (ЭФУ)
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст
Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение
в православной культуре
Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении,
иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами
Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении
поста в жизни православных христиан
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использование электронных форм учебника (ЭФУ)

14

Тема

Основное содержание
культуры», «День семьи, любви и
верности
Христианская семья и Семья в православной традиции —
её ценности
Малая Церковь
(3 ч)
Таинство Венчания
Любовь в отношениях родителей,
членов семьи
Взаимное прощение и терпение
членов семьи
Семейные традиции, праздники
Образцы православной семьи,
отношений в семье
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России
(2 ч)

Служение человека обществу,
Родине
Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа
России
Война
справедливая
—
оборонительная
Святые защитники Отечества

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст
Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья,
Таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий
святых, литературных произведений
Размышлять и рассуждать на морально­этические темы
Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Праздник «День семьи, любви и верности»
Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях
многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях
народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества
Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение
православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы
Использовать основные понятия темы устной и письменной речи
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

15

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
(34 часа; 1 час в неделю)
Тема
Россия — наша
Родина
(1 ч)

Основное содержание
Россия
—
многонациональное
государство. Духовный мир человека.
Культурные традиции. Культурное
многообразие России. Народы
и религии в России. Традиционные
религии народов России

Культура
и
религия.
Возникновение
религий.
Мировые
религии
и
иудаизм.
Основатели
религий мира
(4 ч)

Понятие
религии.
Первобытные
верования.
Древние
религии.
Национальные и мировые религии.
Традиционные
религии
России.
Понятие культуры. Материальная и
духовная культура.
Взаимосвязь культуры и религии.
Влияние религии на культуру. Первые
религии.
Многобожие.
Появление
иудаизма
как
первой
религии,
основанной на вере в Единого Бога.
Возникновение христианства. Основы
учения Иисуса Христа. Возникновение
ислама.
Возникновение
буддизма.
Основные истины буддизма

Священные
книги Что такое священные книги.
христианства,
ислама, Священная
книга
буддизма
—
иудаизма и буддизма
Трипитака (Три корзины мудрости).

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному
Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества, духовном мире человека
Называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать электронных форм учебника (ЭФУ)
Приводить примеры единения народов России (например «День народного
единства» и т д)
Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная
культура, пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство,
мировые религии ислам, буддизм
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории
России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о
предпосылках возникновения и нравственных основах религий; о первых
религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и
буддизма
Работать с картой
Различать традиционные и нетрадиционные религии
Сопоставлять особенности мировых и национальных религий
Определять религиозные основы отдельных явлений культуры
Выявлять в них общность и различие, приводить примеры
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелие, Коран
Прогнозировать содержание урока
16

Тема
(2 ч)

Хранители предания
религиях мира
(2 ч)

Добро и зло
(2 ч)

Основное содержание
Священные
книги
иудаизма
и
христианства.
Священная книга ислама — Коран.
Священные книги как обязательная
часть любой религии

в Необходимость хранителя предания для
любой религии.
Жрецы Раввины в иудаизме.
Христианские священнослужители.
Мусульманская община.
Буддийская община
Представление о происхождении добра
и зла в разных религиях.
Понятия греха и раскаяния в разных
религиях.
Сходство и различия представлений о
добре и зле в разных религиях

Человек в религиозных Действия верующего человека для
традициях народов России
общения с Богом.
(2 ч)
Христианские таинства.
Соблюдение религиозных предписаний
в иудаизме. Формы служения Богу,
предписанные в Коране. Традиции
буддизма.
Молитва в разных религиозных
традициях

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама
Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения
связного высказывания
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, имам, лама
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы;
какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об
организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах
Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние — в
контексте религиозных традиций мира
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в
контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма
Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей
Устанавливать связи полученных знаний со знаниями по литературному
чтению и окружающему миру
Проверять себя и самостоятельно оценивать содержание прочитанного текста
Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных
традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом,
что такое молитва, таинство, намаз, мантра
Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта
других людей, из литературных источников
Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных
людей
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
17

Тема
Основное содержание
Священные сооружения (2 Предназначение
священных
ч.)
сооружений.
Необходимость
священных сооружений для любой
религии. Священные здания иудаизма.
Христианские
храмы.
Мечети.
Буддийские священные сооружения

Искусство в религиозной Связь искусства и религии.
культуре
Искусство в религиозной культуре
(2 ч)
христианства. Искусство в религиозной
культуре ислама.
Искусство в религиозной культуре
иудаизма.
Искусство в религиозной культуре
буддизма.
Взаимосвязь
особенностей
религиозного искусства с традициями
веры.
Творческие работы
учащихся
(2 ч)

Религиозная
народов России

Содержание деятельности определяется
выбранными учащимися темами и
выбранными
учителем
организационными формами и жанрами
(проект, сочинение и т д), форматом
итогового мероприятия.
Подготовка
к
выполнению
праздничного проекта.
Выполнение одного из заданий в рамках
работы над праздничным проектом.
Презентации результатов работы и их
обсуждение
культура Выбор веры князем Владимиром.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви,
мечети, ступы и пагоды
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных
сооружений
Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость
соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной
общине
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать роль искусства в религиозных культурах
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе,
иудаизме, буддизме
Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с
традициями веры
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного
искусства
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы
религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и
способах его реализации
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельную работу
Работать в группе
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы;
оценивать свою деятельность
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и
других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую
18

Тема
(2 ч)

Основное содержание
Православное христианство в истории
России.
Другие
христианские
конфессии в России Ислам в России.
Иудеи в истории России.
Распространение буддизма в России

Религиозные
ритуалы. Понятие
ритуала.
Возникновение
Обычаи и обряды.
обрядов. Виды религиозных обрядов.
(4 ч)
Основные
обряды
христианства.
Основные обряды в исламе. Основные
обряды иудаизма. Основные обряды
буддизма.
Что такое паломничество.
Паломничество
в
традиционных
религиях
России.
Что
такое
паломничество.
Паломничество в христианстве.
Паломничество в исламе.
Паломничество в иудаизме.
Паломничество в буддизме
Праздники и календари (2 Обряды
и
обычаи.
Праздники
ч)
традиционных религий народов России
(православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма,
не
менее
одного
религиозного
праздника
каждой
традиции).
Религия и мораль.
Принцип ценности человеческой жизни
Нравственные заповеди в как основополагающий принцип всех
христианстве, исламе,
религий.
буддизме и иудаизме
Заповеди иудаизма и христианства.
(2 ч)
Нравственное учение ислама.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории
России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм,
католическую и протестантскую веру
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями
Аргументировать свою точку зрения
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Понимать значение понятия «обряды», паломничество, реликвии, мощи
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое
обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве,
исламе, буддизме и иудаизме; о паломничестве в христианстве, исламе,
иудаизме, буддизме
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам
различных религиозных культур; этический смысл паломничеств и святынь в
религиозных традициях
Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения
связного высказывания
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов
Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям
различных религиозных культур
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о
нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
19

Тема

Милосердие,
забота
слабых, взаимопомощь
(1 ч)

Основное содержание
Учение о поведении человека
буддизме

о

Семья и семейные ценности
(1 ч)

Долг,
свобода,
ответственность, труд
(1 ч)

Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
в Объяснять, что общее в учениях традиционных религий
Развивать ценностное отношение к собственным поступкам
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Милосердие в различных религиях.
Объяснять нравственный смысл милостыни
Учение Христа о милосердии.
Прогнозировать содержание урока
Благотворительная
деятельность Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
христианской
текста
церкви.
Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и
Формы выражения милосердия в буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи
исламе.
Сострадание
к
живым людям
существам как основа буддизма.
Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении
Социальные проблемы общества и Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями
отношение к ним в религиозных Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
традициях.
Роль семьи в жизни человека и Рассказывать о том, как традиционные религии
общества. Семья как Малая Церковь, России относятся к семье
школа любви в христианстве.
Прогнозировать содержание урока
Брак как обязанность человека в исламе. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
Назначение семьи в буддизме.
текста
Уважительное отношение к родителям Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям
—
часть
любого
религиозного Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
вероучения
окружающему миру, для осмысления ценности семьи в светской и
религиозной традиции
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты
учебной работы
Понимание
долга,
свободы, Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд — в
ответственности
контексте традиционных религий
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на
уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления
ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Служение человека обществу, Родине. Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях
Патриотизм многонационального и многонационального народа России, духовном мире человека, религии,
религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества
20

Тема
многоконфессионального
народа России
(2 ч)

Основное содержание
многоконфессионального
народа
России.
Война справедливая — оборонительная.
Святые защитники Отечества

Обобщающий урок.
Подведение итогов
(1 ч)

Содержание деятельности определяется
выбранными учащимися темами и
выбранными
учителем
организационными формами и жанрами
(проект, сочинение, беседа в классе и т
д ), форматом итогового мероприятия.
Презентации результатов работы и их
обсуждение

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение
православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы
Использовать основные понятия темы устной и письменной речи
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы
религиозных культур народов России», о содержании учебного проекта и
способах его реализации
Прогнозировать содержание урока
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного
текста
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельную работу
Работать в группе
Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы;
оценивать свою деятельность
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы

21

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(34 часа; 1 час в неделю)

Тема
Россия — наша
Родина
(1 ч)

Основное содержание
Россия
—
многонациональное
государство. Духовный мир человека.
Культурные традиции. Культурное
многообразие России. Народы
и религии в России. Традиционные
религии народов Росси

Этика и её значение в
жизни человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности,
идеалы, принципы.
(8 ч)

Этика в отношениях людей в обществе.
Добро и зло как основные категории
этики.
Культура и религия.
Нормы морали «Золотое правило
этики».
Нравственные
ценности,
идеалы, принципы в
культуре народов России

Государство
и
мораль
гражданина
Основной
Закон (Конституция) в
государстве как источник
российской
гражданской
этики
(1 ч)

Нравственный долг и ответственность
человека в обществе. Мораль в культуре
народов России. Государство и мораль
гражданина.
Основной
Закон
(Конституция) в России как источник
общепринятых норм гражданкой этики
в российском обществе

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному
Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества, духовном мире человека
Называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм
Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи,
применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Использовать электронных форм учебника (ЭФУ)
Приводить примеры единения народов России (например «День народного
единства» и т д)
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи,
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями
Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла, моральных
ценностей, идеалов
Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества, государства
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм
в жизни человека, общества, раскрывать понимание «золотого правила этики»
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
Выражать понимание нравственного долга и ответственности человека в
российском обществе, государстве
Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей,
основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях человека
Раскрывать основное содержание норм российской гражданской этики
(справедливость, ответственность, ценность и достоинство человеческой
22

Тема

Основное содержание

Образцы нравственности в
культуре
Отечества,
народов России. Природа
и человек
(8 ч)

Образцы нравственности в культуре
Отечества,
народов
России.
Справедливость, дружба, труд, помощь
нуждающимся,
служение
своему
народу, России. Народные сказки,
пословицы,
поговорки
о
нравственности. Отношение к природе
как нравственная категория

Праздники как одна из Народные, государственные праздники
форм исторической памяти в России. Нравственное значение
(2 ч)
праздников для укрепления
единства
народа,
сохранения
исторической памяти

Семейные ценности. Этика Семья как ценность.
семейных отношений
Семейные ценности в России. Этика
(1 ч)
семейных отношений. Традиционные
семейные ценности народов России

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести,
свобода вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном
наследии и др )
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в
обществе
Рассуждать о нравственных нормах на примерах поведения людей,
исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории России
и современности
Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе
и личной ответственности за это каждого человека
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения в культуре Отечества»
Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и
окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения
людей в истории и культуре Отечества
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Объяснять значение праздников как одной из форм исторической памяти
народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества,
значение праздника,
Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные), День народного единства, День защитников
Отечества и др., о праздниках в своём регионе, местности проживания
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов,
участвовать в беседе
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
- Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст
Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе взаимной любви и уважения, любовь и забота родителей о детях;
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших
Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

23

Тема
Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства
(3 ч)

Основное содержание
Труд как ценность. Уважение труда,
трудящихся людей в культуре народов
России.
Нравственные
традиции
предпринимательства
в
России,
благотворительность

Что
значит
быть
нравственным
в
наше
время.
Методы
нравственного
самосовершенствования (6
ч)

Нравственность
общества
и
нравственность личности, человека.
Нравственные требования в наше время.
Воспитание
нравственной культуры в обществе и
самовоспитание
человека.
Нравственный выбор.
Нравственное самосовершенствование
Понятие этикета. Этика и этикет в
отношениях к старшим, учителям, в
коллективе, дома и в школе, в разных
жизненных ситуациях. Речевой этикет

Этикет
(2 ч)

Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального
народа России
(2 ч)

Служение человека обществу, Родине.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального
народа
России.
Война справедливая — оборонительная.
Святые защитники Отечества

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний
Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России, приводить примеры
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст
Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде,
об уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и
других людей)
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Выражать своими словами понятия урока
Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и
других людей
Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта поведения
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения людей в современной жизни»
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Размышлять и рассуждать на темы правил поведения в обществе
Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры
Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета
Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить
примеры, использовать народные пословицы и поговорки
Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с коммуникативными задачами
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях
многонационального народа России, духовном мире человека, религии,
религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества
Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение
православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму
Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы
Использовать основные понятия темы устной и письменной речи
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».