Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «30» 08. 2021_ года № _6_ «Утверждаю» Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_ Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для _10 - 11_ классов 10 класс 2 часа в неделю (всего 70 часов) 11 класс 2 часа в неделю (всего 70 часов) (срок реализации 2 года) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__ Учитель Кошелева Л.П.. 2021г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 6 10 КЛАСС .......................................................................................................... 11 11 КЛАСС .......................................................................................................... 17 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 22 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Обществознание» (10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 80-НП); ✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2020 № 682); ✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР (утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание». 10-11 классы / сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 51 с. Цели и задачи Изучение обществоведения на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: ● развитие личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; ● воспитание идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики; ● освоение системы знаний о деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, ● овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; ● формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; ● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных социальных ролях. Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования являются: ⮚ определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; ⮚ объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; ⮚ решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; ⮚ применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных 3 ситуациях; ⮚ умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); ⮚ поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); ⮚ отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ⮚ работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; ⮚ самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; ⮚ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); ⮚ формулирование полученных результатов; ⮚ создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; ⮚ пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; ⮚ владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Такой аспект учебного курса «Обществознание» как выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, ориентирован на: ❖ использование элементов причинно-следственного анализа; ❖ исследование несложных реальных связей и зависимостей; ❖ определение сущностных характеристик изучаемого объекта; ❖ выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; ❖ поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; ❖ перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ❖ объяснение изученных положений на конкретных примерах; ❖ оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований; ❖ определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Курс «Обществознание» на уровне среднего общего образования представляет собой один из вариантов реализации новой структуры дисциплин обществоведческого цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих 4 в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Курс является интегративным, т. е. включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, права, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе. Изучение предмета «Обществознание» призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни. Место предмета «Обществознание» в учебном плане Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение предмета «Обществознание» в 10-м и 11-м классах в объеме 140 часов за уровень образования: по 2 часа в неделю в каждом классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта): 1. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.В. Телюкина. Обществознание. 10 класс. М.: Просвещение, 2014; 2. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова. Обществознание. 11 класс. М.: Просвещение, 2014; Количество контрольных работ При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений – выделять черты социальной сущности человека; – определять роль духовных ценностей в обществе; – распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; – различать виды искусства; – соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; – выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; – раскрывать связь между мышлением и деятельностью; – различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; – анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; – выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; – выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; – выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система – характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; – приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; – формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика – раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; – конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; – объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; – оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; – различать формы бизнеса; – извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; – различать экономические и бухгалтерские издержки; 6 – приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; – различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе Российской Федерации; – различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; – выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; – определять причины безработицы, различать ее виды; – высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; – объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; – анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; – приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; – высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; – различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); – различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Социальные отношения – выделять критерии социальной стратификации; – анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; – выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; – конкретизировать примерами виды социальных норм; – характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; – различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; – определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; – различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; – выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; – характеризовать основные принципы национальной политики Донецкой Народной Республики и России на современном этапе; – характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; – характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; – высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; – формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; 7 – осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; – оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика – выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; – различать политическую власть и другие виды власти; – устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как центральный институт политической системы; – различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему; – различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; – устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; – определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; – раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль сми в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений – сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; – выделять основные элементы системы права; – выстраивать иерархию нормативных актов; – выделять основные стадии законотворческого процесса в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации; – различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина Донецкой Народной Республики; – обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; – аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; – раскрывать содержание гражданских правоотношений; – применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий; – характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; 8 – давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; – находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; – характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; – иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; – извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; – объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений – использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; – оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; – характеризовать основные методы научного познания; – выявлять особенности социального познания; – различать типы мировоззрений; – объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; – выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система – устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; – выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; – систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Экономика – выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; – выявлять противоречия рынка; – раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; – раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; – обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; – различать источники финансирования малых и крупных предприятий; – определять практическое назначение основных функций менеджмента; – определять место маркетинга в деятельности организации; – применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; – оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; – раскрывать фазы экономического цикла; – высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; – извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. 9 Социальные отношения – выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; – анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; – выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; – толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; – находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; – выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; – анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Политика – находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации, выделять проблемы; – выделять основные этапы избирательной кампании; – в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; – отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; – самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; – характеризовать особенности политического процесса в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации; – анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений – действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; – перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; – характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации; – ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; – характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Человек. Человек в системе общественных отношений Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века Экономика Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития ДНР в контексте интеграционных процессов в Россию. 11 Социальные отношения Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Донецкой Народной Республике. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в Донецкой Народной Республике и России. Политика Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в Донецкой Народной Республике и России. Правовое регулирование общественных отношений Право в системе социальных норм. Система права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в ДНР. Институт гражданства. Конституционные права и обязанности гражданина ДНР. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму. 12 10 КЛАСС (70 часов в год; 2 часа в неделю) Кол-во Тема и содержание урока (примерно) часов 1 Введение. 15 Тема: Человек и общество Смысловое содержание понятия «общество». Науки об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Эволюция и революция как формы социального 1 изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Общество как система. Отличия общества и социума. Структура общества. Социальная система, ее 2 подсистемы и элементы. Особенности социальной системы. Социальные институты. Институционализация общества и модернизация социальных институтов. Стабильность и изменчивость. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость 2 современного мира. Глобализация в современном мире. Понятие и критерии общественного прогресса. Регресс. Исторический процесс. Социальная динамика и ее типы. Социум и факторы его изменения. Роль народа в 2 историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Личность в истории. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историкотипологический, социально-конкретный. Традиционное общество. Индустриальное 2 общество. Техногенная цивилизация. Цивилизационный аспект современного общества. Типология цивилизаций. Формации и цивилизации. Понятие культуры. Цивилизация и культура. Диалог культур. Поиски социальной макротеории. 2 Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Ветви стадиального подхода к истории. Сущность человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. 2 Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальный статус и социальная роль личности. Процесс социализации личности. Самосознание и самореализация. 2 Итоговый урок. 18 Тема: Деятельность как способ существования человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Виды человеческой деятельности и их классификация. Потребности как сущность деятельности. Интересы. Структура и мотивация деятельности. Мышление и 2 деятельность. Мышление, формы и методы мышления. Природа творческой деятельности и механизмы творчества. Элемент бессознательного в творчестве. Содержание и формы духовной деятельности. Характерные свойства трудовой деятельности. 2 Политическая деятельность. 13 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 1 2 Характеристика политики как вида деятельности. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Понятие легитимности власти. Познание и коммуникативная деятельность. Бытие. Познание. Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность. Пути и формы познания. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Понятие истины, ее критерии. Истина и заблуждение. Абсолютная, относительная истина. Многообразие путей познания мира. Научное познание. Способы и методы научного познания. Спор эмпириков и рационалистов. Особенности социального и гуманитарного знания. Жизненный опыт и здравый смысл. Познание средствами искусства. Коммуникативная деятельность как форма познания. Свобода, ответственность и необходимость в человеческой деятельности. Философский смысл свободы. Внешние и внутренние ограничения свободы. Абсолютная свобода. Свобода как необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество и его критерии. Свобода как условие самореализации личности. Характеристика современного общества. Характерные черты современного (информационного) общества. Глобальная информационная экономика. Политические и социальные структуры информационного общества. Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация. Идеология насилия. Противодействие терроризму в современном мире. Правовые основы антитеррористической политики государства. Правовая база противодействия терроризму. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Итоговый урок. Тема: Общество как мир культуры Духовная культура общества. Понятие «Духовная культура». Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Культурные ценности и нормы. Институты культуры и их многообразие. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Диалог культур. Толерантность. Духовный мир личности. Духовная жизнь и духовный мир человека Духовные и нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Мораль. Ценности. Идеалы. Мировоззрение, его типы. Роль мировоззрения в жизни человека и общества. Духовность. Патриотизм Мораль. Мораль как основной общественный регулятор поведения. Общественное и индивидуальное сознание.Устойчивость и изменчивость моральных норм. Моральные категории. Нравственная культура. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Наука. Функции науки в современном обществе. Этика науки. Ценность научного знания. Инновации. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Образование. Личностная и социальная значимость образования. Функции образования как социального института. Тенденции развития образования в современном мире. Право 14 2 2 2 1 8 1 1 1 1 1 1 1 на образование в государстве и его гарантии. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Роль религии в жизни общества. Религия одна из форм культуры. Роль религии в жизни общества. Мировые религии и их характеристика. Свобода совести. Религиозные объединения и организации в современном мире и в ДНР. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Искусство. Понятие искусства. Сущность искусства. Функции искусства. Структура искусства. Элитарное и массовое искусство. Современное искусство. Массовая культура. Культурное многообразие. Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в жизни государства. СМИ и массовая культура. Противоречивые процессы современной культуры. Итоговый урок. Тема: Правовое регулирование общественных отношений Современные подходы к пониманию права. Нормативный и естественно-правовой подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Соотношение права и закона. Публичное и частное право. Право в системе социальных норм. Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Отрасли права. Институт права и его признаки. Роль государства в обеспечении социальных прав. Право на жилище. Ипотека. Право на социальное обеспечение. Пенсии. Социальные пособия и их виды. Социальные права в Конституции Донецкой Народной Республики. Формы права. Понятие «источник права» и его основные виды. Особенности и виды нормативноправового акта. Конституция в иерархии нормативных актов. Подзаконные акты. Законотворческий процесс. Особенности формирования законодательной базы в ДНР. Правоотношения. Содержание и составляющие элементы правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушения. Признаки правонарушения. Понятие, сущность и признаки юридической ответственности. Виды ответственности. Система судебной защиты прав человека. Судебная система в ДНР. Развитие права в ДНР. Правосознание и правовая культура. Правосознание. Правомерное поведение и правовая культура. Функции правовой культуры. Правовой нигилизм. Пути формирования правовой культуры. Гражданин. Гражданство. Понятие гражданства. Права и обязанности граждан. Правовой статус человека и гражданина. Конституционные права и обязанности гражданина ДНР. Иностранцы, апатриды, бипатриды. Гражданство Российской Федерации. Особенности правового статуса гражданина Донецкой Народной Республики. Воинская обязанность гражданина ДНР. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.Волонтерство. Права и обязанности налогоплательщиков. 15 1 9 2 2 1 1 1 1 1 1 2 Итоговый урок. Тема: Отрасли права. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты правоотношений. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Понятия юридического и физического лица. Особенности дееспособности несовершеннолетних. Содержание и объекты правоотношений. Личные неимущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Права на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Особенности административной юрисдикции. Семейное право. Правовая связь членов семьи. Семья и брак. Условия вступления в брак и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Особенности труда несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство населения. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Профессиональное образование. Получение профессионального образования в ДНР. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Процессуальное право. Основные правила, этапы, принципы и участники гражданского процесса. Решение суда и его обжалование. Особенности арбитражного процесса. Особенности и характеристика уголовного процесса. Суд присяжных. Особенности и характеристика административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное право. Общая характеристика конституционного права. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства. Международная защита прав человека. Понятие и система международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Механизмы ООН по защите прав человека. Европейская система защиты прав человека. Смертная казнь как предмет моральной и правовой дискуссии. Международные преступления и правонарушения Правовое противодействие терроризму на государственном уровне. Проблемы деятельности международных механизмов по защите прав человека на современном этапе. Итоговый урок по курсу Резерв 16 11 КЛАСС (70 часов в год; 2 часа в неделю) 1 15 2 2 2 2 2 2 2 1 7 1 1 2 1 Введение Тема: Экономическая жизнь общества Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Потребление и обмен. Экономика и общество. Экономика и уровень жизни. Экономика и политика. Измерители и критерии экономической деятельности. Экономика: наука и хозяйство. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Микро и макроэкономика как объект научного изучения. Экономическая деятельность и ее измерители. Относительные величины. Валовый внутренний продукт (ВВП). Валовый национальный продукт (ВНП). Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста. Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Научнотехнический рост. Экономические циклы Н.Д Кондратьева. Причины циклического развития. Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Рыночные структуры. Виды и функции рынков. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.Рыночные отношения в современной экономике. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция и монополия. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Современная рыночная система Фирма в экономике. Понятие предприятия в экономике. Организационно-правовые формы предприятий. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Правовые основы предпринимательской деятельности. Правовые основы Предпринимательства. КВЭД. Реализация принципа свободы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства формы и виды. Как открыть свое дело. Бизнес-план. Правовые особенности предпринимательства в ДНР Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Кредитование. Основы менеджмента и маркетинга. Цена и стоимость. Сегментация. Реклама в современной экономике. Итоговый урок. Тема: Государство и экономика Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Государственные инструменты регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Виды государственной помощи рыночной системе. Особенности фискальной политики в ДНР. Финансы в экономике. Понятие финансов. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Пенсионный фонд. Особенности финансового сектора в ДНР на современном этапе. Инфляция: виды, причины и последствия. Международные элементы финансовой системы. Занятость и безработица. Рынок труда. Заработная плата и прожиточный минимум. Понятие занятости. Политика государства в вопросах занятости населения. Особенности реализации государственной политики в сфере занятости в ДНР. Причины и виды безработицы. Мировая экономика. 17 1 1 17 2 2 2 2 2 2 1 2 Понятие и сущность мировой экономики. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития ДНР в контексте интеграционных процессов в Россию. Экономическая культура. Экономическая культура личности и общества. Экономические отношения. Экономические интересы, свобода и ответственность. Рациональное модель экономического поведения собственника, работника, потребителя, семьянина. Итоговый урок. Тема: Социальная сфера Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Сущность социальной стратификации. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные группы, их типы. Трактовка стратификации К.Марксом и М.Вебером. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе Социальные «лифты». Люмпены и маргиналы. Социальные интересы. Конституционные основы социальной политики. Борьба с бедностью Социальные институты. Понятие социального института. Основные институты общества. Этапы институциализации. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Многовариантность общественного развития. Социальные статусы и роли. Социальный статус и роль личности. Процесс социализации личности. «Действующие лица» процесса социализации. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Социальная адаптация. Социальные отношения и их регуляция. Понятие и виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Отклоняющееся поведение (девиантное): его причины и профилактика. Преступность как особая форма девиантного поведения. Борьба государства и общества с преступностью. Борьба с преступностью в Донецкой Народной Республике. Нации и межнациональные отношения. Этнос, народ, нация. Национальный менталитет. «Вынужденная национальная идентичность». Национальные ценности и традиции. Особенности формирования и развития этнонационального многообразия Донбасса. Межнациональное сближение и межнациональные конфликты. Пути урегулирования национальных конфликтов. Идеология национализма. Национализм и патриотизм. Культура межнациональных отношений. Национальная и демографическая политика государства. Конституционные принципы национальной политики в Донецкой Народной Республике. Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Традиционные семейные ценности русской цивилизации. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы и принципы бытовых взаимоотношений. Культура топоса. Культура бытовых отношений. Проблема неполных семей. Гендер. Понятие гендера. Гендерные стереотипы и роли. Гендерный конфликт. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Угроза трансформации гендерной идентичности в европейской цивилизации. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. «Тинейджеры». Особенности процесса социализации молодежи. Основные социальные роли и статусы молодежи. Инфантилизм. Культ потребления. Гражданское совершеннолетие. Профессиональное образование. Начало трудовой деятельности. Понятие «молодежная субкультура». Основные молодежные субкультуры в современном мире, их особенности. Основные факторы формирования молодежных субкультур. 18 1 1 20 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Молодежные субкультуры в Донецкой Народной Республике. Молодежная политика государства. Демография. Понятие демографии. Рождаемость, смертность, миграция, депопуляция как характеристики демографической ситуации. Этно-демографическая характеристика Донецкой Народной Республики на современном этапе. Итоговый урок. Тема: Политическая жизнь общества Политика и власть. Понятие «политика». Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Субъекты и объекты политики. Основные принципы политической деятельности. Основные политические институты и политические отношения. Особенности политической власти. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство как основной элемент политической системы. Функции государства как политического института. Бюрократия как элемент государства. Современная государственная служба и ее задачи. Политический режим. Типология политических режимов. Гражданское общество и правовое государство. Понятие и принципы правового государства. Гражданское общество. Внутренние подсистемы гражданского общества. Роль местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества. Процесс становления гражданского общества на современном этапе. Общественный контроль над институтами публичной власти. Участие граждан в политической жизни. Демократия, ее основные ценности и признаки. Прямая и представительная демократия и ее формы. Избирательная система и ее составляющие. Основные типы избирательных систем. Этапы избирательной кампании. Понятие и формы народовластия. Референдум в Донецкой Народной Республике. Выборы в Донецкой Народной Республике. Праймериз. Политические технологии избирателя. Политические партии и общественно-политические движения. Понятие политической партии и общественно-политического движения. Классификация политических партий. Основные функции политических партий и движений. Партийные системы. Многопартийность и политический плюрализм. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политические партии и общественные движения в ДНР. Политическая элита и лидерство. Понятие политической элиты. «Теория элит». Механизмы формирования политической элиты. Сущность, типы и особенности политического лидерства. Функции и роль политического лидера в государстве. Типология лидерства. Политические лидеры мирового масштаба. Политические лидеры РФ. Политические лидеры Донецкой Народной Республики. Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Сущность политической идеологии. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни государства. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическое поведение. Понятие и мотивация политического поведения. Типология форм политического поведения. Регуляторы политического поведения. Политический терроризм. Многообразие форм политического поведения. Механизмы регуляции политического поведения Составляющие элементы, формы и этапы развития политического конфликта. Урегулирование конфликтов. Политический процесс и политическая культура. Сущность и этапы политического процесса. Формы и принципы политического участия. Классификация личности по степени политического участия. Политическая психология. Политическое поведение. Абсентеизм, его причины и опасность. Типы и составляющие элементы политической культуры Основные идейно-политические течения современности. Особенности политического процесса в Донецкой Народной Республике и России. Итоговый урок. Урок – практикум: Современные политические лидеры – портреты на фоне эпохи. 19 7 3 2 2 1 2 Тема: Современный этап мирового развития. Современный мир. Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становления единого человечества. Развитие интеграции на примере ОБСЕ. Взгляд на будущее. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Социальногуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. Россия и Русский мир. Место России в современном мире. Сценарии политического, экономического и культурного развития Русского мира. Урок-практикум: Риски современного общества и пути их преодоления. Итоговый урок по курсу. Резерв. Ориентировочные темы для проектной и практической деятельности: ● Платон и Аристотель об устройстве общества. ● Мотивация профессионального выбора. ● Эволюция общества. ● Дискуссии о понятии «человечество». ● Особенности современного общества. ● Теория локальных цивилизаций. ● Личность в истории. ● Свобода в деятельности человека. ● Философский смысл свободы. ● Характеристика политики как вида деятельности. ● Многообразие путей познания мира. ● Роль самооценки в формировании «Я-концепции». ● Групповая дифференциация и лидерство. ● Антисоциальные группы. ● Социальная мобильность и социальные «лифты». ● Процесс социализации личности. ● Основные причины межнациональных конфликтов. ● Тенденции развития семьи в современном мире. ● Молодежь в современном обществе. ● Проблемы демократии на современном этапе. ● Влияние СМИ на общество и личность. ● Современные политические лидеры мирового масштаба. ● Глобальные проблемы современности. ● Изменения в жизни общества на примере поколения моих родителей. ● Мой опыт взаимодействия с социальными институтами. ● Ценностные приоритеты моего поколения. ● Интернет в жизни старшеклассника: за и против. ● Изменились ли мотивы учебной деятельности? (Сравнение мотивации у представителей разных поколений.) ● Может ли игра помочь учебе? (Роль игровой деятельности в учебном процессе.) ● Что помогает нам лучше понимать другого (представителя другой национальности, вероисповедания, иных мировоззренческих позиций)? ● Можно ли научить творчеству? ● Нравственные приоритеты поколения молодых. ● Значение прав и свобод человека в зеркале общественного мнения. (Анализ результатов социологических опросов.) 20 ● Реализация прав на благоприятную окружающую среду в моем регионе. ● Продукты массовой культуры в моем «культурном рационе». ● Музыка в жизни современной молодежи. ● Предприятия различных форм собственности в нашем регионе: какие работают лучше? ● Финансовые пирамиды 90-х: причины и последствия. ● Молодежный бизнес: условия успеха. ● Перспективные производства нашего региона. ● Молодёжь на рынке труда. Как не оказаться безработным? ● Влияние вступления России в ВТО на экономическое развитие страны. ● Представление людей о социальной справедливости в прошлом и сегодня. ● Что поможет побороть вредные привычки в молодёжной среде? ● Многообразие социальных интересов. Исследование по материалам СМИ интересов представителей различных социальных групп. ● Влияние общества на семью: калейдоскоп примеров. ● Как зарождаются семейные традиции (на примере своей семьи или семей своих знакомых). ● Как изменится семья в будущем – наш социальный прогноз. ● Представления о гендерных ролях у нынешних старшеклассников и поколения их родителей: что изменилось? ● Этнонациональный портрет нашего региона: что помогает нам лучше понимать друг друга? ● Современные политические лидеры: портреты на фоне эпохи. ● Предвыборная программа председателя муниципалитета: обещания и их реализация ● Политическая культура старшеклассников: идеал, действительность и программа совершенствования. ● Плюсы и минусы ученического самоуправления в нашей школе. ● Политические и общественные организации в нашем регионе и их влияние на общественную жизнь. ● СМИ: зеркало политической жизни или активный субъект политики? 21 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическая литература 1. Конституция Донецкой Народной Республики; 2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»; 3. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования; 4. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека. Пособие для учителя. М, 1995 5. Баранов П.А. Обществознание в таблицах и схемах. М.: «Астрель», 2016; 6. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для полготовки к ГИА. М.: «Издательство АСТ», 2014; 7. Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9–11 классы: разработки организационнодеятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007. 8. Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2010 г. 9. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. –Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 10.Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы: справ. материалы / С. Н. Дыдко. – М.: АСТ: Астрель : ПолиграфИздат, 2010. 11.Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории права. СП6., 1997. 12.Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. – М., 2007. 13.Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва: «Экзамен», 2016 14.Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.В. Телюкина. Обществознание. 10 класс. М.: Просвещение, 2014; 15.Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова. Обществознание. 11 класс. М.: Просвещение, 2014; 16.Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград: Учитель, 2009. 17.Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва: Эксмо, 2017г. 18.Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 класс – М:2012. 19.Обществознание. 10 класс: рабочая программа технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова / автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2018; 20.Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014 21.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2018. 22.Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2014 23.Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255с. 24.Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. Ю. Басик и др.]. — М. : Просвещение, 2014. — 256 с. 22 25.Обществознание. Тетрадь - тренажер. 10 класс. : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень/ Котова О.А., Лискова Т.Е. –– М.: Просвещение, 2016 26.Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В.Баранов, Г.И.Грибанова, А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва, Издательство АСТ, 2016 27.Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. / Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007. 28.Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. – М., 2008. 29.Семке Н. Н. Обществознание / Н.Н. Семке. – М. : Эксмо, 2013. – 192 с. – (Супермобильный справочник) 30.Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2014 31.Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010. 32.Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг. Цифровые образовательные ресурсы 1. https://dnr-online.ru/doc/- официальный сайт Донецкой Народной Республики 2. https://dnr-online.ru/download/konstitutsiya-donetskoj-narodnoj-respubliki/ Конституция Донецкой Народной Республики 3. https://dnr-online.ru/akty-glavy-respubliki-dnr-2/ - указы Главы Донецкой Народной Республики 4. https://dnr-online.ru/dokumenty-soveta-ministrov/ - документы Совета Министров Донецкой Народной Республики 5. https://dnr-online.ru/dokumenty-verxovnogo-soveta/ - документы Народного Совета Донецкой Народной Республики 6. https://dnr-online.ru/download/ugolovnyj-kodeks-dnr/ Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики 7. http://juristprud.ru/ - Правовая защита 8. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Государственный строй Донецкой Народной Республики 9. http://ombudsmandnr.ru/ - уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике 10.http://www.socionet.ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. 11.http://www.alleng.ru/edu/social2.htm – Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. 12.http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social – Обществознание в школе (дистанционное обучение). 13.http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html – Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». 14.http://www.hpo.opg – Права человека в России. 15.https://pravograd.org/ - «Правоград» 16.http: //www.glossary.ru/ – Глоссарий по социальным наукам. 17.http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html – Энциклопедии, словари, справочники.https://pravodnr.su/e-journal - Право Донецкой Народной Республики. Научнопрактический журнал 18.https://jeteraconte.livejournal.com/360226.html - Конституция планеты Земля. 19.http://www.gdezakon.ru/ - Конституция, кодексы и законы Российской Федерации; 20.http://alexlarin.net - Материалы ЕГЭ; 23 21.http://danur-w.narod.ru/ - Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы; 22.https://social-studies.ru/ - Портал для учителей и школьников «Обществознание»; 23.https://ege.sdamgia.ru/ - Решу ЕГЭ – образовательный портал. 24.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 25.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений 26.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал 27.http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» 28.http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября» 29.http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов 30.http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей 31.государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» 32.Конвенция о правах ребенка; 33.Всеобщая декларация прав ребенка 24