11. РООП ООО 2021 - 2023 ГЕОГРАФИЯ

Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «30» 08. 2021_ года № _6_

«Утверждаю»
Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района ДНР
Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_
Н.В. Парафейник

Рабочая программа
по _учебному предмету
«ГЕОГРАФИЯ»
для _10 - 11_ классов
10 класс 1 час в неделю (всего 35 часов)
11 класс 1 час в неделю (всего 35 часов)
(срок реализации 2 года)
Авторы-составители:
Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__
Учитель Удовенко Н.Ф.

2021г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 4
10 КЛАСС ............................................................................................................ 6
11 КЛАСС .......................................................................................................... 12
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 15

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа по предмету «География» (10 – 11
классы) составлена на основании следующих нормативных документов:
✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой
Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. №
80-НП);
✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 13.08.2020 № 682);
✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР
(утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР);
✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «География». 10-11 классы:
базовый уровень / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Харченкова О.Н. – 4-е изд.
доработ. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 29 с.
Цели и задачи
Цель курса – формирование у обучающихся широких представлений о социальноэкономической составляющей географической картины мира.
Задачи курса:
• формирование у обучающихся целостного географического образа Земли через
раскрытие региональных и планетарных закономерностей и процессов;
• раскрытие роли географии в решении экономических, экологических и социальных
проблем общества;
• развитие у обучающихся пространственного мышления у умения логично излагать свои
мысли;
• обоснование целесообразности научного подхода к природопользованию, единству
окружающей среды, человека и его деятельности в территориальном аспекте;
• формирование картографической грамотности и культуры;
• выработка у обучающихся умений применять на практике полученные знания,
пользоваться разными источниками географической информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями мира, его
регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде.
Место предмета «География» в учебном плане
Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики
предусматривает обязательное изучение предмета «География» в 10-м и 11-м классах в объеме
70 часов за уровень образования: по 1 часу в неделю в каждом классе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического
комплекта):
1. Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций:
базовый уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. :
ил., карт.

3

Количество контрольных работ
При изучении курса предусматривается выполнение 4 обязательных контрольных работ (10
– 2 контрольных работы, 11 – 2 контрольных работы по одной в каждом полугодии).

Класс
10
11

Количество обязательных
практических работ
выполненных
оцениваются
(за год)
3
3
3
3

Курс
География
География

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
✓ репродуктивная технология;
✓ технология развивающего обучения;
✓ игровые технологии;
✓ технология проблемного обучения;
✓ технология уровневой дифференциации.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах
❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий;
❖ дидактических игр;
❖ предметных неделей;
❖ предметных олимпиад.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме
контрольного диктанта с грамматическим заданием.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и
явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников
информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
4

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной
политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
5

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной,
этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических
и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения.
Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии,
Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики
и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие
страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
6

глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем.
Примерные темы практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами
ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив
развития альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты
мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия,
Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и
нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении
труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны,
города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.
Анализ
и
объяснение
особенностей
современного
геополитического
и
геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических,
культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных
проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм,
картосхем.
Примерные темы проектов
Класс
Название исследовательских проектов
10
Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана,
как глобальная проблема человечества.
Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
7

11

Загрязнение окружающей среды обитания как глобальная проблема
человечества.
Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы
мира.
География внешних миграций мира в XX веке.
Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на
будущее.
География крупных мегаполисов мира.
Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития,
районы размещения, экологические проблемы.
География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития,
районы размещения, экологические проблемы.
Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
Международные программы по охране природных ресурсов.
Микрогосударства Европы.
Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
Динамика численности населения в XX веке, региональные отличия.
Особенности современного международного разделения труда.
Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство в современном мире.
Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного
мира.
Сравнительная характеристика трех «регионов бедности» в мире: Азии, Африки,
Латинской Америки.
Современный экономический кризис и экономика
Путешествие по Европе.
Экскурсия по Китаю.
Японское чудо.
Путешествия по США.
Путешествие на автомашине по Панамериканскому шоссе.

8

10 КЛАСС
(35 часов в год; 1 час в неделю)

1

Кол-во
Содержание учебного материала
часов
1
Предмет социально-экономической географии мира.
Источники географических знаний. Методы экономикогеографических исследований. Выдающиеся эконом-географы
мира.

2

1

3

5

Требования к учебным достижениям

Обучающиеся:
- объясняют, что изучает социально-экономическая география мира;
- определяют задачи курса;
- характеризуют источники географических знаний и методы
экономико-географических исследований;
- называют выдающихся эконом-географов мира.
Тема 1. Человек и окружающая среда.
Обучающиеся:
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и - объясняют понятия «окружающая среда», «геосистема»,
процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
«геоэкология»;
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей - имеют представления о ноосфере;
среды. Пути решения экологических проблем. Особо - называют явления и процессы в окружающей среде;
охраняемые природные территории и объекты Всемирного - характеризуют техногенные изменения окружающей среды;
природного и культурного наследия.
- называют пути решения экологических проблем, охраняемые
природные территории и объекты Всемирного природного и
культурного наследия.
РАЗДЕЛ. Территориальная организация мирового сообщества (30 часа)
Тема 1. Мировое сообщество – общая картина мира.
Обучающиеся:
Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие - объясняют отличия между понятиями «страна», «государство»,
стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
«зависимая страна», «колония»;
- называют и характеризуют основные формы правления и
административно-территориального устройства стран мира;
- характеризуют этапы формирования политической карты мира и
особенности социально-экономической типологии стран;
- показывают на карте разные страны мира, страны с разными
формами правления, административно-территориальным устройством;
- готовят сообщения, используя дополнительные источники
географических знаний.
9

4

5

Кол-во
Содержание учебного материала
часов
6
Тема 2. Население мира.
Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность
населения. Состав и структура населения (половозрастной,
этнический, религиозный состав, городское и сельское
население). Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция
населения. Закономерности расселения населения.
Урбанизация.
Практическая работа № 1. Сравнительная оценка трудовых
ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства
стран и регионов мира.

4

Требования к учебным достижениям

Обучающиеся:
- называют количество населения мира и отдельных стран;
- характеризуют типы воспроизводства населения; особенности
возрастного и полового состава населения; направления основных
миграционных потоков; структуру занятости населения и отличия ее
по регионам;
- объясняют понятия «демографическая политика»,
«демографический взрыв», «урбанизация», «миграция»,
«мегалополис»;
- описывают крупнейшие народы и самые распространенные языки
мира, мировые религии;
- показывают на карте страны с наибольшей численностью
населения, регионы мировых религий, основные направления
миграционных потоков;
- сравнивают темпы, уровни, формы урбанизации стран и регионов;
- анализируют текстовые, картографические и статистические
материалы с целью определения общих черт и отличий в
воспроизводстве, составе и размещении населения разных регионов
мира.
Тема 3. Взаимодействие человека и природы.
Обучающиеся:
Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения - называют виды природных ресурсов;
природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и - объясняют понятия «географическая среда», «антропосфера»,
нерациональное природопользование.
«природопользование», «ресурсообеспеченность»;
Практическая работа № 2. Оценка ресурсообеспеченности
- выявляют закономерности размещения разных видов природных
страны (региона, человечества) основными видами ресурсов. ресурсов;
- показывают на карте страны мира, наиболее обеспеченные
природными ресурсами страны;
- сравнивают ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран
мира.

10

6

7

Кол-во
Содержание учебного материала
часов
12
Тема 4. Мировое хозяйство.
Географическое
разделение
труда.
Отраслевая
и
территориальная структура мирового хозяйства. Изменение
отраслевой структуры. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер. Развитие
сферы услуг. Международные отношения.
Практическая работа № 3. Создание картографической
модели мирового экспорта и импорта топливноэнергетических ресурсов.

3

Тема 5. Географические аспекты глобализации.
Понятие «глобализация». Роль стран мира в глобализации.

3

Резерв

11

Требования к учебным достижениям
Обучающиеся:
- называют этапы формирования мирового хозяйства;
- объясняют понятия «международное географическое разделение
труда», «НТР», «глобализация»;
- определяют влияние НТР на отраслевую структуру и
территориальную организацию производства;
- характеризуют отраслевую и территориальную структуру,
современные тенденции развития мирового хозяйства, основные
районы размещения отраслей промышленности; главные
сельскохозяйственные районы мира;
- анализируют с помощью картографических и статистических
материалов размещение ведущих отраслей промышленности мира;
- показывают на карте центры отраслей хозяйственного комплекса,
основные районы туризма;
- делают выводы о тенденциях развития транспорта, международного
туризма, направления внешних экономических связей.
Обучающиеся:
- поясняют понятие «глобализация»;
- анализируют сущность процесса глобализации;
- оценивают последствия проявления глобализации в мире.

11 КЛАСС
(35 часов в год; 1 час в неделю)
Кол-во
часов

Содержание учебного материала

Требования к учебным достижениям

РАЗДЕЛ. Региональная география и страноведение (32 часа)
1

1

Тема 1. Комплексная географическая характеристика стран и
регионов мира.
Понятие о географическом регионе. Основные варианты
регионального деления мира.

2

12

Тема 2. Особенности экономико-географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современных проблем развития крупных регионов и
стран Европы, Азии.
Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового
хозяйства:
Общая характеристика Европы, её состав. Население, города.
Характеристика хозяйства и значение интеграционных
процессов в его формировании.
Великобритания. Франция. Германия. Италия. Польша.
Беларусь.
Практическая работа № 1. Сравнительная характеристика
промышленности Германии и Франции, Великобритании и
Италии (по выбору).
Общий обзор стран Азии. Состав региона. Особенности
хозяйства. Роль стран Азии в мире. Туризм.
Япония. Китай. Индия. Турция
12

Обучающиеся:
- объясняют понятие «географический регион;
- показывают на карте историко-географические регионы мира;
- делают выводы о причинах формирования историко-географических
регионов мира.
Обучающиеся:
- называют состав Европы и Азии;
- характеризуют особенности размещения и формирования населения
стран и регионов, процессы урбанизации;
- обосновывают отраслевую структуру хозяйства стран Европы и
Азии;
- составляют комплексную экономико-географическую
характеристику стран Европы и Азии;
- делают выводы о причинах высокого уровня развития экономики
стран Западной Европы;
- характеризуют ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов
Азии;
- объясняют специфику населения стран Европы и Азии,
обеспеченность их трудовыми ресурсами;
- указывают на основные черты современного состояния и развития
экономики стран Европы и Азии;
- сравнивают особенности хозяйства разных по уровню
экономического развития стран Азии;
- называют особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства;
- показывают на карте страны Европы и Азии, крупные города;

Кол-во
часов

Содержание учебного материала

Требования к учебным достижениям
- оценивают роль стран Европы и Азии в мире.

3

4

4

4

5

4

Тема 3. Россия на политической карте мира и в мировом
хозяйстве.
География экономических, политических, культурных и
научных связей России со странами мира.

Обучающиеся:
- описывают своеобразие ЭГП страны;
- характеризуют административно-территориальное деление;
особенности населения и ресурсообеспеченность России; районы
страны;
- определяют особенности отраслевой структуры хозяйства и
территориальной организации хозяйства;
- оценивают роль России в мире; экологическую ситуацию в стране.
Тема 4. Особенности экономико-географического положения, Обучающиеся:
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
- называют состав территории региона;
культуры, современных проблем развития крупных регионов - описывают своеобразие ЭГП стран;
и стран Северной Америки.
- определяют темпы развития, особенности отраслевой структуры и
Страны Северной Америки. Состав территории. Особенности территориальной организации хозяйства стран Северной Америки;
ЭГП. Страницы освоения региона. Роль переселенцев в
- показывают на карте страны Северной Америки, крупные города;
развитии экономики региона.
- составляют сравнительную характеристику отраслевой структуры и
США. Канада.
специализации промышленности стран региона и отдельных
Практическая работа 2. Сравнительная характеристика
экономических районов одной страны.
хозяйства главных экономических районов США: Севера,
Юга и Запада.
Тема 5. Особенности экономико-географического положения, Обучающиеся:
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
- характеризуют обеспеченность отдельных стран природными
культуры, современных проблем развития крупных регионов ресурсами, основные черты современного состояния экономики;
и стран. Страны Латинской Америки.
- предлагают пути решения конфликтов и экологических проблем
Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории.
региона;
Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности
- объясняют специфику населения стран и системы расселения;
населения. Размещение сельского хозяйства,
- показывают на карте страны Латинской Америки, крупные города;
промышленности, транспорта. Экологические проблемы.
- составляют комплексную экономико-географическую
Участие региона в международном географическом
характеристику страны.
разделении труда.
13

Кол-во
часов

Содержание учебного материала

Требования к учебным достижениям

Бразилия.
Практическая работа №3. Составление сравнительной
экономико-географической характеристики Мексики,
Бразилии и Аргентины или Чили, Венесуэлы, Колумбии.
Тема 6. Особенности экономико-географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современных проблем развития крупных регионов
и стран Страны Африки, Австралии и Океании.
Страны Африки. ЮАР.
Австралия. Океания.

7

3

8

1

Тема 7. Роль отдельных стран и регионов в системе мирового
хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое
мировое
сообщество.
Международные
организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).

9

3

Тема 8. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык
географии. Географические аспекты глобальных проблем
человечества. Роль географии в решении глобальных проблем
современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.

3

Резерв
14

Обучающиеся:
- называют регионы Африки и крупнейшие страны;
- указывают на историко-географические особенности развития стран
Африки, Австралии и Океании;
- описывают общие черты ЭГП, населения, природно-ресурсного
потенциала стран регионов;
- определяют особенности отраслевой структуры и территориальной
организации хозяйства стран регионов;
- показывают на карте страны Африки, Австралии и Океании,
крупные города;
- оценивают роль стран Африки, Австралии и Океании в мире;
- анализируют причины экономической отсталости и бедности многих
стран Африки.
Обучающиеся:
- называют регионы и страны мира;
- определяют роль отдельных стран и регионов в системе мирового
хозяйства;
- показывают на карте страны мира;
- оценивают роль Международных организаций в мире;
- анализируют региональную политику.
Обучающиеся:
- определяют значение географической науки и географического
мышления;
- оценивают роль географии в решении глобальных проблем
современности;
- анализируют глобальные проблемы современности.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект
натуральных объектов, модели, школьную метеостанцию, приборы и инструменты для
проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобального
позиционирования;
• стенды для постоянных и временных экспозиций;
• комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
− коллекция медиа-ресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие
программы,
− выход в Интернет,
− учебная геоинформационная система;
• комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы,
транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам
школьного курса географии;
• комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
• библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочноинформационной и научно-популярной литературы;
• картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ
обучающихся, проведения контрольных работ и т.д.
Учебно-методическая литература
1. Максаковский В. П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / В. П.Максаковский. – 25-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 416 с. : ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская
картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.
3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебнометод. пособие / А. Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 400 с. –
(Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
4. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б.Алаев. –
Москва: Мысль, 1983. – 350 с.
5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф.Трешников. –
М. : Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.
6. Географический энциклопедический словарь : геогр. назв. / гл. ред. А.Ф.Трешников. – 2-е изд.
– М. : Сов. энцикл., 1989. – 591 с.
7. География : справочное пособие / [Сост.: Г.А.Черниченко и др.)] ; Донец. нац. ун-т, экон. фак.
– Донецк : Норд-Пресс, 2006. – 392 с.
8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии : Учеб. пособие / М.И.Кизицкий, З.М.Тимофеева. –
Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 411 с.
9. Дорошевский, М.В. Экономическая и социальная география мира : Учеб. пособие /
М.В.Дорошевский, Г.В.Мысливец ; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К. : МАУП, 2003. 184 с.
10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г.А.Черниченко, Е.Н.Черноиванова,
В.М.Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 392 с.
Литература для обучающихся:
1.
Баранчиков Е. В. Справочные материалы по экономической географии России и мира. —
М.: Федеральный центр тестирования, 2005.
2.
В. А. Копылов География населения: Учеб. пособие. – М.: ИТК Дашков и К, 2005.
15

3.
Все страны мира. Энциклопедический справочник. / Сост. И.Н. Новикова — М.: Вече, 2006.
4.
География: пособие для поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2006.
5.
География: учеб. / Под ред. Е.В. Баранчикова. — М.: Академия, 2005
6.
География. 6-11 классы: Технология решения творческих задач / О.Н.Горбатова. –
Волгоград: Учитель, 2010.
7.
Гладкий Ю. Н., Николина В . В . География. 11 кл. — М.: Просвещение, 2014.
8.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. 10 кл. — М.:Просвещение, 2014.
9.
Горбанев В. А. Общественная география зарубежных стран мира и России: учеб. для вузов.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
10.
Горохов С. А., Роготень Н. Н. Общая экономическая, социальная и политическая география:
учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
11.
Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б. и др. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 2003.
12.
Справочник школьника. География / Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. общ-во “Слово”,
Центр гуманитар. наук при ф-те жур-ки МГУ, ТКО “АСТ”, 2006. – 576 с.
13.
14.
Тематический словарь-справочник по географии для обучающихся и поступающих в вузы.
– М., 2014.
15.
Физическая география: Справочные материалы: Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. –
М.: Просвещение, 2014.
16.
Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 1994.
17.
Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика / Глав. ред.
М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2009.
18.
Энциклопедия для детей. Т. 3. География. - 3-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.:
Аванта+, 2007.
19. Атлас. География. 10-11 классы.4-е изд., стер. – М.: 2013. – 32 с.
20. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: АСТ-Пресс, 2002. – 48 с.
21.
Контурные карты. География. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Интернет ресурсы:
1. Федеральный российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.school.edu.ru
2. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.edu.ru
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http: //fcior.edu.ru|
4. Портал компании «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.km.ru
5. Образовательный портал «Учеба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.uroki.ru
6. Журнал «Курьер образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.courier.com.ru
7. Журнал «Вестник образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.vestnik.edu.ru
8. Издательский дом «Профкнига» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.profkniga.ru
9. Издательский дом «1 сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.1september.ru
10. Издательский дом «Армпресс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.armpress.info
11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru (издательский дом «1 сентября»)
16

12. Библиотека по географии. Географическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http: //www.geoman. ru
13. Геотур: география стран и континентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:
//geo.tur.narod. ru
14. Самая большая энциклопедия по любой стране мира [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http: //geo.www.encarta.ru
15. География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo. www.gro.ru
16. Географический образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:
//mygeog.ru
17. Страноведческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo.www.geoport.ru
18. GeoSite – все о географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo.
www.geosite.com.ru
19. Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.vokrugsveta.ru
20. Журнал «ГЕО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.geoclub.ru
21. Журнал «Наука и жизнь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //nauka.relis.ru
22. География. Планета Земля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //geo. www.gro.ru
23. Методическая лаборатория географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://geo.metodist.ru

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».