Приложение 19 к РООП ООО «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «12» 08. 2022_ года № _8_ «Утверждаю» Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Приказ от «_12_» _08__ 20_22_ года № _131/1_ Н.В. Парафейник РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА № 5» АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА (срок реализации – 5 лет) г. Амвросиевка, 2022 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................3 1. Анализ воспитательного процесса .................................................................................... 4 2. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса ...................................................................................................................................................5 3. Цели и задачи воспитания ................................................................................................. 6 4. Виды, формы и содержание деятельности ....................................................................... 9 4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» .............................................................. 9 4.2. Модуль «Классное руководство» ............................................................................ 11 4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» .......................................................... 12 4.4. Модуль «Школьный урок» ...................................................................................... 13 4.5. Модуль «Самоуправление» ..................................................................................... 14 4.6. Модуль «Детские общественные объединения» ................................................... 15 4.7. Модуль «Профориентация» ..................................................................................... 16 4.8. Модуль «Школьные медиа» .................................................................................... 17 4.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»...................................... 18 4.10. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)» ....................... 19 5. Система поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции обучающихся ............................................................................................................................ 20 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания является компонентом Содержательного раздела Основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа направлена на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ГОС основного общего образования. Рабочая программа воспитания разработана в соответствии со структурой, определенной ГОС основного общего образования, который вводится с 1 сентября 2022 года: − анализ воспитательного процесса МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района; − цель и задачи воспитания обучающихся; − виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики школы, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей; − система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. В основе реализации Рабочей программы воспитания лежит модульный принцип организации деятельности школьников. Содержательно-организационные модули охватывают все сферы жизнедеятельности обучающихся и предусматривают взаимодействие Школы, семьи, социальных партнеров культурно-образовательного пространства и всего муниципального пространства. В формировании системы воспитательных мероприятий, социально значимых событий, гражданско-патриотических движений принимают участие общешкольный родительский комитет, ученический совет, родительские комитеты классов. Рабочая программа воспитания разработана на основе Примерной программы воспитания. В центре примерной программы воспитания в соответствии с ГОС ООО находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России, Донецкой Народной Республики и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, в обществе Донецкой Народной Республики. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных в ГОС ООО: формирование основ российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности. 3 1. Анализ воспитательного процесса Традиции МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района 1. Государственные праздники в календарном плане воспитательной работы: «Международный день защиты детей», «День России», «День защитника Отечества», «День Победы», «День Конституции Российской Федерации», «День народного единства», «Вахта памяти», «Международный женский день», «День провозглашения суверенитета ДНР», «День Флага ДНР», «День Республики ДНР», «День конституции ДНР» и др. 2. Ключевые общешкольные события: «Пламя Победы», Единый урок «Права человека», «Уроки мужества, направленные на изучение истории Отечества. 3. Социальные проекты: «Сезон доброты», «Ветеран живет рядом», «Бессмертный полк» 4. Детские объединения: «Юнармия», «Самоуправление»; Педагогические ресурсы воспитательной работы − Проектирование Календарного плана воспитательной деятельности на текущий учебный год − Разработка Плана работы классного руководителя в 1 - 4 классах − Подготовка сценариев и программ воспитательных мероприятий − Реализация долгосрочных проектов и культурно-образовательных событий с подростками. − Планирование работы кружков, клубов, секций во внеурочной деятельности − Реализация общеобразовательных и общеразвивающих программ дополнительного образования − Организация деятельности подростковых объединений «Юнармия», «ЮИД», − Разработка инвариантных и вариативных модулей воспитательной деятельности и социальной активности подростков − Создание познавательной интерактивной среды: диалоговые площадки, встречи и презентации, выставки, дискуссии, концерты, конференции − Формирование культурно-оздоровительного пространства и спортивномассового движения − Развитие дизайн-ресурсов эстетического оформления помещений для урочной и внеурочной деятельности − Оснащение цифровыми ресурсами информационно-образовательного пространства школы. Мониторинг результатов воспитательной работы № п\п Показатели 1. Доля школьников, охваченных детскими и юношескими общественными организациями Юнармия, ЮИД и др. Доля школьников, вовлеченных в органы самоуправления класса Доля школьников, охваченных курсами внеурочной деятельности Доля обучающихся, охваченных воспитательной работой в период школьных каникул Доля обучающихся 5 - 9 классов, охваченных проектами ранней профориентации Доля обучающихся, проявляющих инициативы социально значимого характера 2. 3. 4. 5. 6. % охвата 44 100 100 98 100 67 4 7. 8. 9. Доля учащихся, привлеченных к ответственности за правонарушения Доля школьников, удовлетворенных организацией жизнедеятельности классного коллектива Доля родителей, удовлетворенных организацией жизнедеятельности классного коллектива 2. Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной 1 100 100 организации Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: − неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации; − ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников, профилактика буллинга в школьной среде; − реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу; − организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; − системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: − стержнем годового цикла воспитательной работы образовательной организации являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; − важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; − в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); − в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряются конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; − педагогические работники образовательной организации ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; − ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 5 3. Цели и задачи воспитания Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины. Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Донецкой Народной Республики, России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации и народа Донецкой Народной Республики. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся в: − усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т. е. в усвоении ими социально значимых знаний); − развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т. е. в развитии их социально значимых отношений); − приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т. е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнёрские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования. 6 В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся и прежде всего ценностных отношений: ■ к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; ■ к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; ■ к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать; ■ к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; ■ к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; ■ к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; ■ к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; ■ к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; ■ к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; ■ к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки, повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями подросткового возраста: со стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся. Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих людей. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: − реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 7 − реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации; − вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; − использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; − инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ; − поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детских общественных объединений и организаций; − организовывать для обучающихся реализовывать их воспитательный потенциал; экскурсии, экспедиции, походы и − организовывать профориентационную работу с обучающимися; − организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; − развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать её воспитательные возможности; − организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. 8 4. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках ряда направлений воспитательной работы образовательной организации. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Инвариативные модули 1. «Ключевые общешкольные дела» 2. «Детские общественные объединения» 3. «Самоуправление» 4. «Работа с родителями» 5. «Классное руководство» 6. «Школьный урок» 7. «Курсы внеурочной деятельности» Вариативные модули 1. «Школьные медиа» 2. «Организация предметно-эстетической среды» 3. «Профориентация» 4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в образовательной организации, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включённость в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Введение ключевых дел в жизнь образовательной организации помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. Вне образовательной организации: − социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего образовательную организацию социума; − открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других образовательных организаций, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни образовательной организации, города, страны; − проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих; − участие во всероссийских и республиканских акциях, посвящённых значимым отечественным и международным событиям. На уровне образовательной организации: 9 − разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости; − общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, которые связаны со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы образовательной организации; − торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в образовательной организации и развивающие школьную идентичность обучающихся; − капустники – театрализованные выступления педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в образовательной организации атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ образовательной организации; − церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни образовательной организации, защиту чести образовательной организации в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие образовательной организации. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: − выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; − участие классов в реализации общешкольных ключевых дел; − проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведённых дел на уровне общешкольных советов дел. На уровне обучающихся: − вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.); − индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; − наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; − при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы 10 стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 4.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с классным коллективом: − инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; − организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; − проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; − сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; − выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих им освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации. Индивидуальная работа с обучающимися: − изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях, играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) со школьным психологом с педагогом-психологом; − поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; 11 − индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; − коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые педагогом-психологом тренинги общения; предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями-предметниками в классе: − регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися; − проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; − привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; − привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся: − регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом; − помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителямипредметниками; − организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; − создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся; − привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; − организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательной организации. 4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: − вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; 12 − формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; − создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения; − поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; − поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной происходит в рамках следующих выбранных обучающимися её видов. деятельности Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимися социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 4.4. Модуль «Школьный урок» Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее: − установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и 13 просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; − побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; − привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по этому поводу, выработки своего к ней отношения; − использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; − применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми; − включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; − организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; − инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 4.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в образовательной организации помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся в начальной и основной школе не всегда удаётся самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление следующим образом. в образовательной организации осуществляется На уровне образовательной организации: 14 − через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учёта мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; − через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов; − через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т. п.); − через деятельность творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.; − через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой педагогом-психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в образовательной организации. На уровне классов: − через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; − через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов); − через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: − через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; − через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п. 4.6. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе образовательной организации детское общественное объединение – это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: − утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчётность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; − организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на 15 помощь другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к образовательной организации территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.; − договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения; − клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в образовательной организации и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; − лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения, вырабатываются взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел; − рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.); − поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел); − участие членов детского общественного объединения в волонтёрских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. 4.7. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только 16 профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: − циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; − профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определённую позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; − экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; − посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования; − организацию на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки; − совместное с педагогическими работниками изучение интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; − участие в работе всероссийских и республиканских профориентационных проектов, созданных в Интернете: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков; − индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; − освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в основную образовательную программу образовательной организации, или в рамках дополнительных общеобразовательных программ. 4.8. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: − разновозрастный редакционный совет обучающихся и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни образовательной организации, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; 17 − школьная газета для обучающихся старших классов, на страницах которой ими размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны обучающимся; организация конкурсов рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проведение круглых столов с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; − школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъёмку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; − школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт образовательной организации и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей образовательной организации и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями (законными представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы; − школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории; − участие обучающихся в республиканских или всероссийских конкурсах школьных медиа. 4.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда образовательной организации при условии её грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создаёт атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся образовательной организации. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации, как: − оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролётов и т. п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия; − размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определённого художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчётов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведённых ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т. п.); − озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе образовательной организации беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, 18 оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха; − создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле образовательной организации стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; − благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися; − размещение в коридорах и рекреациях образовательной организации экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными обучающимися несложных и безопасных технических экспериментов; − событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.); − совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, эмблема образовательной организации, логотип, элементы школьного костюма и т. п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни образовательной организации знаковых событий; − регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведённых для детских проектов мест); − акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, её традициях, правилах. 4.10. Модуль «Работа с родителями (законными представителями)» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне: − общешкольный родительский комитет и попечительский совет образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся; − семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения; − родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей 19 (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; − родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса в образовательной организации; − общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; − семейный всеобуч, на котором родители (законные представители) могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся; − родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов-психологов и других педагогических работников. На индивидуальном уровне: − работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций; − участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; − помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; − индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей). 5. Система поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить вовлечение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях). Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в школе строится на следующих принципах: публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников (во время линеек по итогам учебной четверти, учебного года); соответствие процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в сообществе в виде традиции; прозрачность правил поощрения (соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирование частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых); 20 сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее); дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся являются: - рейтинг классов (поощрение успехов детей поездками в музеи, театры, кино и т.п.); - формирование портфолио обучающегося (обучающиеся формируют портфолио своих достижений, и на основании этого мониторинга в конце учебного года выбирается победитель); - создание электронного банка данных, куда вносятся индивидуальные и коллективные победы обучающихся: призёры и участники конкурсов, соревнований, фестивалей районного, регионального, всероссийского уровней; - достижения обучающихся в области творчества и спорта отражаются на сайте школы, а также на странице сообщества школы в социальной сети ВКонтакте. 21