РООП коррекционной работы ООО

Приложение 20
к РООП ООО
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «12» 08. 2022_ года № _8_

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
Приказ от «_12_» _08__ 20_22_ года № _131/1_
Н.В. Парафейник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА № 5»
АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
(срок реализации – 5 лет)

г. Амвросиевка, 2022

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................................................. 3
1.

Цели, задачи и принципы рабочей программы коррекционной работы .................................... 4

2. Перечень и содержание направлений работы .................................................................................. 5
3.

Механизмы реализации программы .............................................................................................. 7

4.

Требования к условиям реализации программы ........................................................................14

5.

Планируемые результаты коррекционной работы.....................................................................16

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым
структурным компонентом основной образовательной программы образовательной
организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с трудностями в обучении и
социализации.
В соответствии с ГОС ООО программа коррекционной работы должна быть
направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической
помощи детям с трудностями в обучении и социализации в освоении программы основного
общего образования, их социальную адаптацию и личностное самоопределение.
Рабочая программа коррекционной работы должна обеспечивать:
■ выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся,
направленности личности, профессиональных склонностей;
■ систему комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях
образовательной деятельности, включающего психолого-педагогическое обследование
обучающихся и мониторинг динамики их развития, личностного становления, проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
■ успешное освоение основной общеобразовательной программы основного общего
образования, достижение обучающимися с трудностями в обучении и социализации
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Рабочая программа коррекционной работы содержит:
■
план
диагностических
и
коррекционно-развивающих
мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся и освоение ими программы основного общего образования;
■ описание условий обучения и воспитания обучающихся, методы обучения и
воспитания, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования, особенности проведения групповых и
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
■ описание основного содержания рабочих программ коррекционно-развивающих
курсов;
■ перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
■ планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
Рабочая программа коррекционной работы разрабатывается на период получения
основного общего образования и включает следующие разделы:
– Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы.
– Перечень и содержание направлений работы.
– Механизмы реализации программы.
– Условия реализации программы.
– Планируемые результаты реализации программы.

3

1. Цели, задачи и принципы рабочей программы коррекционной
работы
Цель программы коррекционной работы заключается в определении
комплексной системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с
трудностями в обучении и социализации для успешного освоения основной
образовательной программы на основе компенсации имеющихся нарушений и
пропедевтики производных трудностей; формирования социальной компетентности,
развития адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы коррекционной работы отражают разработку и реализацию
содержания основных направлений работы (диагностическое, коррекционно-развивающее
и психопрофилактическое, консультативное, информационно- просветительское).
Задачи программы:
■ определение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с
трудностями в обучении и социализации и оказание обучающимся специализированной
помощи при освоении основной образовательной программы основного общего
образования;
■ определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий
для получения основного общего образования обучающимися с трудностями в обучении и
социализации, для развития личности обучающихся, их познавательных и
коммуникативных способностей;
■ разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих образовательных программ, учебных планов для обучающихся с
трудностями в обучении и социализации с учетом особенностей психофизического
развития обучающихся, их индивидуальных возможностей;
■ реализация комплексного психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК при
наличии);
■ реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с трудностями в обучении и социализации;
■ обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с трудностями в обучении и социализации;
■ осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с трудностями в обучении и
социализации.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
– Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения основных образовательных программ основного общего
образования, необходимых школьникам с трудностями в обучении и социализации для
продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы
с другими разделами программы основного общего образования: программой
формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации
обучающихся.
– Соблюдение интересов обучающихся. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему обучающихся с максимальной пользой и в
интересах обучающихся.
– Непрерывность. Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее
решению.

4

– Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимся, имеющими различные трудности в обучении и
социализации.
– Комплексность и системность. Принцип обеспечивает единство в подходах к
диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации,
взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем
обучающихся. Принцип предполагает комплексный психолого-педагогический характер
преодоления трудностей и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов
(педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).

2. Перечень и содержание направлений работы
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционноразвивающее
и
психопрофилактическое,
консультативное,
информационнопросветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах
деятельности образовательной организации.
Данные направления отражают содержание системы комплексного психологопедагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Диагностическая работа включает:
■ выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с
трудностями в обучении и социализации при освоении основной образовательной
программы основного общего образования;
■ проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
психического (психологического) и(или) физического развития обучающихся с
трудностями в обучении и социализации; подготовка рекомендаций по оказанию
обучающимся психолого-педагогической помощи в условиях образовательной
организации;
■ определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития
обучающегося с трудностями в обучении и социализации, выявление резервных
возможностей обучающегося;
■ изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей обучающихся;
■ изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающихся;
■ изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся;
■ изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных
потребностей обучающихся;
■ системный мониторинг уровня и динамики развития обучающихся, а также
создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным
потребностям обучающихся с трудностями в обучении и социализации;
■ мониторинг динамики успешности освоения образовательных программ
основного общего образования, включая программу коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа включает:
■ реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психологопедагогического и социального сопровождения обучающихся с трудностями в обучении и
социализации в условиях образовательного процесса;
■ разработку и реализацию индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов
обучения в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с трудностями
в обучении и социализации;

5

■ организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей
обучения и социализации;
■ коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативной сфер;
■ развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных
форм утверждения самостоятельности;
■ формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
■ развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции; совершенствовании навыков социализации и расширении
социального взаимодействия со сверстниками;
■ организацию основных видов деятельности обучающихся в процессе освоения
ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста,
потребностей в коррекции / компенсации имеющихся нарушений и пропедевтике
производных трудностей;
■ психологическую профилактику, направленную на сохранение, укрепление и
развитие психологического здоровья обучающихся;
■ психопрофилактическую работу по сопровождению периода адаптации при
переходе на уровень основного общего образования;
■ психопрофилактическую работу при подготовке к прохождению государственной
итоговой аттестации;
■ развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
■ совершенствование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях;
■ социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах, в трудной жизненной ситуации.
Консультативная работа включает:
■ выработку совместных обоснованных рекомендаций, единых для всех участников
образовательного процесса, по основным направлениям работы с обучающимися с
трудностями в обучении и социализации;
■ консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приемов работы;
■ консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционно-развивающего обучения, в решении актуальных трудностей
обучающегося;
■ консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и осознанному выбору обучающимися профессии, формы и места обучения в
соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает:
■ информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогических работников;
■ различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и
не имеющим трудности в обучении и социализации), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса;
■ проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и
родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических

6

особенностей различных категорий обучающихся с трудностями в обучении и
социализации.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих мероприятий
определяются в соответствии со следующими тематическими разделами:
■ мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной регуляции
поведения и деятельности;
■ мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося
поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных
жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к
неблагоприятному воздействию микросоциума;
■ мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие
рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности,
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в
условиях реальной жизненной ситуации;
■ мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной сферы,
развитие различных навыков коммуникации, способов конструктивного взаимодействия и
сотрудничества;
■ мероприятия, направленные на развитие отдельных сторон познавательной сферы;
■ мероприятия, направленные на преодоление трудностей речевого развития;
■ мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с
инвалидностью.
В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со
специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог и др.) планируются по индивидуальноориентированным коррекционно-развивающим программам.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа может
осуществляться по программам дополнительного образования разной направленности
(художественно-эстетическая, оздоровительная и др.), опосредованно стимулирующих
преодоление трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.

3. Механизмы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их
адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.

Содержание работы

Организационная деятельность

I этап. Подготовительный
•
•
•
•
•

подбор методов изучения личности
подбор
методик
изучения
психологических особенностей
подбор методик для определения
уровня обученности, обучаемости,
воспитанности, воспитуемости
подбор методик изучения семьи
обучающихся
методическая
и
практическая
подготовка педагогических кадров

•
•
•
•
•
•

изучение состояние вопроса
предварительное планирование
разработка и отбор оптимального
содержания, методов и форм
предстоящей деятельности
обеспечение условий предстоящей
деятельности
подбор людей и распределение
конкретных участников работы
постановка
задач
перед
исполнителями и создание настроя
на работу
7

II этап. Сбор информации (начало учебного года)
•
•
•
•
•

проведение бесед, тестирования,
• консультативная помощь в процессе
анкетирования, экспертных оценок,
сбора информации
наблюдения
• контроль за сбором информации на
изучение личных дел учащихся
входе в коррекционноразвивающую деятельность
изучение листа здоровья учащихся
консультация врачей и других
специалистов
посещение семей учащихся
III этап. Систематизация потока информации (начало учебного года)
Консилиум (первичный)

•
•
•

•

•

•
•
•

уточнение полученной информации
• анализ результатов психологопедагогического обследования на
определение особенностей развития
входе
в
коррекционноучащегося
развивающую
работу
выделение группы контроля за
• анализ
состояния
здоровья
учебно-познавательной
обучающихся
деятельностью, за поведением,
группы
контроля
за
семьей
• планирование
коррекционноучащегося и профилем личностного
развивающей деятельности
развития
выработка
рекомендаций
по
организации
учебновоспитательного процесса.
IV этап. Проведение коррекционно-развивающей деятельности
включение
коррекционно• помощь в процессе реализации
развивающих целей в учебнокоррекционно-развивающей работы
воспитательное
планирование,
• контроль за проведением
привлечение к работе других
коррекционно-развивающей работы
специалистов
проведение занятий психологом,
логопедами, педагогами
работа с родителями
V этап. Сбор информации (конец учебного года)
проведение бесед, тестирования,
анкетирования, экспертных оценок,
наблюдения,
логопедического
обследования

•
•

консультативная помощь в процессе
сбора информации
контроль за сбором информации
на выходе в коррекционноразвивающую деятельность

VI этап. Систематизация потока информации (конец учебного года)
Консилиум (плановый)
• уточнение полученной информации
• оценка динамики развития:
«+»
результат – завершение работы;

•

анализ
хода
и
результатов
коррекционно-развивающей работы

«-»
результат
–
деятельности, возврат

•

подведение итогов

корректировка
на II – VI этап

8

VII этап. Завершение работы (при положительных результатах).
Консилиум (заключительный).
•

•
•

отбор оптимальных форм, методов,
средств,
способов,
приемов
взаимодействия
педагогов
с
учащимися, родителями
повышение
профессиональной
подготовки педагогов
перспективное планирование

•
•
•

обобщение опыта работы
подведение итогов
планирование
дальнейшей
коррекционной работы

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
― через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и
дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная
упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в
обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных
индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия,
занятия ритмикой);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов
Важнейшим условием реализации данной программы является взаимодействие
учителей начальных классов, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинских работников образовательного учреждения и других организаций,
специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, председатель
методического объединения учителей начальных классов курирует работу по реализации
программы; руководит работой школьного психолого-педагогического консилиума;
взаимодействует с лечебными учреждениями, специалистами районной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите прав (КДН и ЗП); осуществляет просветительскую
деятельность при работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов.
Классный руководитель является связующим звеном в комплексной группе
специалистов по организации коррекционной работы с учащимися:
-делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
-осуществляет индивидуальную коррекционную работу (педагогическое
сопровождение);
-консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего
воспитания и обучения;
-изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
-взаимодействие с семьями обучающихся воспитанников.
Психолог
-изучает личность учащегося и коллектива класса;
-анализирует адаптацию ребенка в среде;
9

-выявляет учащихся, не адаптированных к процессу обучения;
-изучает взаимоотношения младших школьников с взрослыми и сверстниками;
- подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и
коррекционной работы;
-выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
-осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков;
-осуществляет консультативную помощь семье в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения;
-осуществляет профилактическую и коррекционную работу с учащимися.
Учитель-логопед
• исследует речевое развитие учащихся;
• организует логопедическое сопровождение учащихся.
Воспитатель
-изучает творческие возможности личности;
-развивает интересы учащихся;
-создает условия для их реализации;
-решает проблемы рациональной организации свободного времени.
Содержание деятельности специалистов образовательного учреждения:
Субъекты
реализации
коррекционной
работы в школе

Содержание деятельности специалистов

Завуч

• курирует работу по реализации программы;
• осуществляет просветительскую деятельность с родителями

Учитель (классный
руководитель)

• является

Социальный педагог

• изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
• осуществляет профилактическую и коррекционную

связующим звеном в комплексной группе
специалистов по организации коррекционной работы с
учащимися;
• делает первичный запрос специалистам и дает первичную
информацию о ребенке;
• осуществляет индивидуальную коррекционную работу
(педагогическое сопровождение);
• консультативная помощь семье в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения
работу с
учащимися;
• взаимодействие с семьей обучающихся, с лечебными
учреждениями;

Психолог

• изучает личность учащегося и коллектива класса;
• анализирует адаптацию ребенка в образовательной среде;
• выявляет дезадаптированных учащихся;
• изучает взаимоотношения младших школьников со взрослыми

и сверстниками;

10

• подбирает

пакет диагностических методик для организации
профилактической и коррекционной работы;
• выявляет и развивает интересы, склонности и способности
школьников;
• осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в
ней подростков;
• консультативная помощь семье в вопросах коррекционноразвивающего воспитания и обучения
Учитель-логопед

• исследует речевое развитие учащихся;
• организует логопедическое сопровождение учащихся.

Воспитатель

• изучает интересы учащихся;
• создает условия для их реализации;
• развивает творческие возможности личности;
• решает проблемы рациональной организации свободного

времени.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МБОУ «Амвросиевская школа №
5» Амвросиевского района, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение
образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями
различных ведомств, другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского
района предусматривает:
- многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ОВЗ;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
обучающегося с ОВЗ, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня
психического развития.
Взаимодействие специалистов
МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
Мероприятия

Специалисты

Форма работы

Планируемый
результат

Диагностическая работа
Входящая
психологопедагогическая
диагностика

- учитель
- педагог-психолог
- учитель-логопед
(специалист
районной ПМПК)

Анализ документов
ППК и
медицинских карт;
Проведение
входных
диагностик.

Выявление причин
и характера
затруднений в
освоении
учащимися АООП
НОО для детей с
ОВЗ (ЗПР).
Планирование
коррекционной
работы.
11

- соц. Педагог
(специалист
районной ПМПК)

Коррекционно-развивающая деятельность
Выбор
оптимальных для
развития ребёнка с
ЗПР методик,
методов и приёмов
коррекционноразвивающего
обучения

- педагог-психолог
- учитель-логопед

рабочие
программы, планы
коррекционных
занятий

Фиксирование
запланированных и
проведенных
мероприятий
коррекционноразвивающей
работы в
индивидуальной
папке
сопровождения
обучающего с ЗПР.
Организация
системы
комплексного
психолого-медикопедагогического
сопровождения
учащихся с ЗПР в
МБОУ « ССОШ».

индивидуальные и
групповые
корекционноразвивающие
занятия

Выполнение
рекомендаций ППК,

Мониторинг
развития учащихся;

Целенаправленное
воздействие
педагогов и
специалистов на
формирование УУД
и коррекцию
отклонений в
развитии,

- учитель
дефектолог
- соц. педагог

Организация и
проведение
специалистами
групповых и
индивидуальных
коррекционноразвивающих
занятий,
направленных на
преодоление
пробелов в
развитии и
трудностей в
обучении

-Педагог-психолог

Системное
воздействие на
учебнопознавательную
деятельность
учащихся с ЗПР в
ходе

-Педагог-психолог

-Учительдефектолог
-Социальный
педагог

-Учительдефектолог
-Соц.педагог
-Учитель (классный
руководитель)

План мероприятий
по сохранению и
укреплению
здоровья

Реализация и
корректировка
рабочих программ,
индивидуальных
планов
коррекционноразвивающей
работы

12

образовательного
процесса

обучающихся с
ЗПР;

использование
рабочих программ,
специальных
Реализация
методов обучения и
программы
воспитания,
формирования
дадактических
культуры здорового
материалов,
и безопасного
технических
образа жизни как
средств обучения
части АООП НОО
коллективного и
для детей с ЗПР в
индивидуального
соответствии с
пользования
ФГОС

Развитие
эмоциональноволевой и
личностной сферы
ребенка и
психокоррекция
его поведения

Педагог-психолог;

Программа курсов
внеурочной
Учитель-дефектолог;
деятельности;
Социальный
План работы с
педагог;
родителями;
Классный
План
руководитель;
индивидуальной
воспитательной
работы с учащимся

Социальная
защита ребенка в
случаях
неблагоприятных
условий жизни

-соц.педагог;
-психолог
-учитель

Рекомендации
специалистов
служб
сопровождения.
Индивидуальная
работа с ребенком и
семьей в
соответствии с
планом
мероприятий.
Организация
взаимодействия
школы с внешними
социальными
партнерами по
вопросам соц.
защиты

Выявление и анализ
факторов,
влияющих на
состояние и
обучение ребенка:
взаимоотношения с
окружающими,
детскородительские
отношения, уровень
учебной мотивации.
Учет выявленных
особенностей
отклоняющегося
развития ребенка и
определение путей
развития с
помощью которых
их можно
скомпенсировать в
специально
созданных условиях
обучения

Консультативная деятельность
Консультативная
помощь учителям
в организации
коррекционноразвивающего

- ППК
- педагог-психолог
- учительдефектолог

- педагогические
советы
- семинары

Выработка
совместных
рекомендаций по
направлениям
работы с
13

процесса
обучающихся с
ЗПР

- учитель

- индивидуальные и
групповые
консультации
специалистов для
педагогов

обучающимися с
ЗПР. Создание
условий для
освоения АООП
НОО ОВЗ.

Консультативная
помощь семье в
вопросах
воспитания и
обучения ребенка
с ЗПР

- педагог-психолог

- собрания

- соц. педагог

- консультации

-классный
руководитель

- индивидуальная
работа

Выработка
совместных
рекомендаций по
направлениям
работы с
обучающимися с
ЗПР. Создание
условий для
освоения АООП
НОО ОВЗ.

- соц. педагог

- круглые столы

Информационно-просветительская деятельность
Просветительская
деятельность по
разъяснению
индивидуальных
особенностей
детей с ЗПР

- педагог-психолог

- лекции

- учитель

- беседы

- соц. педагог

- круглые столы
- тренинги
- памятки, буклеты
- сайт школы

Целенаправленная
разъяснительная
работа со всеми
участниками
образовательного
процесса с целью
повышения
компетенции в
вопросах коррекции
и развития детей с
ЗПР.

Совместная деятельность:
- Отслеживание динамики развития каждого ребенка.

4. Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок);
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционно-развивающая
направленность учебно-воспитательного процесса;
— учет индивидуальных особенностей и особых образовательных, социальнокоммуникативных потребностей обучающихся;
— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
— использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
— развитие коммуникативных компетенций, необходимых для жизни человека в
обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду,
расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми;
14

— обеспечение активного сотрудничества обучающихся в разных видах
деятельности, обогащение их социального опыта, активизация взаимодействия с разными
партнерами по коммуникации за счет расширения образовательного, социального,
коммуникативного пространства;
— обеспечение специализированных условий (определение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на индивидуальные образовательные потребности
обучающихся;
— использование специальных методов, приемов, средств обучения;
— обеспечение участия всех обучающихся образовательной организации в
проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных досуговых мероприятий;
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут используются
рабочие
коррекционно-развивающие
программы
социально-педагогической
направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагогапсихолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является
кадровое обеспечение. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться
специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное
образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой
занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и
повышение квалификации работников образовательных организаций, занимающихся
решением вопросов образования школьников с трудностями в обучении и социализации.
Педагогические работники образовательной организации должны иметь четкое
представление об особенностях психического и (или) физического развития школьников с
трудностями в обучении и социализации, об их индивидуальных образовательных и
социально-коммуникативных потребностях, о методиках и технологиях организации
образовательного и воспитательного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей
материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среду образовательной организации, в том числе надлежащие материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся с недостатками физического и (или) психического развития в здания и
помещения образовательной организации и организацию их пребывания и обучения.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации ПКР является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа обучающихся,
родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий

15

и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной
развивающей образовательной среды:
– преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей
особенности организации основного общего образования, а также специфику
психофизического развития школьников с трудностями обучения и социализации на
данном уровне общего образования;
– обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию;
– способствующей достижению целей основного общего образования,
обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей
(законных представителей);
– способствующей достижению результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования обучающимися в соответствии с требованиями,
установленными Стандартом.

5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным ГОС ООО.
Планируемые результаты ПКР имеют дифференцированный характер и могут
определяться индивидуальными программами развития обучающихся.
В зависимости от формы организации коррекционно-развивающей работы
планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В
урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты.
Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в
личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных особенностей; совершенствование умственных действий, направленных
на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных
действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение.
Предметные результаты (овладение содержанием ООП ООО, конкретных
предметных областей; подпрограмм) определяются совместно с учителем с учетом
индивидуальных особенностей разных категорий школьников с трудностями в обучении и
социализации.
Достижения обучающихся рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений. Это может быть учет собственных достижений
обучающегося (на основе портфеля его достижений).
Мониторинг освоения ПКР проводится на ППк в ходе анализа результатов
диагностической работы специалистов. Оценка образовательных достижений освоения
ПКР осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале – 3 балла
– значительная динамика, 2 балла – удовлетворительная динамика, 1 балл – незначительная
динамика, 0 баллов – отсутствие динамики.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».