Приложение 8 к РООП ООО Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района «Рекомендовано» Педагогическим советом Протокол № _____ от «___» ___ 20___ года «Согласовано» Заместитель директора по УВР от «___» ____20____ года __________ Михалкина «Утверждаю» Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района от «___» _____ 20_____ года О.В. __________Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «ИНФОРМАТИКА» для _7 - 9_ классов 7 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) 8 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) 9 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) (срок реализации 5 лет) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В. Рассмотрено на заседании МО учителей естественно - научного цикла Протокол № ____ от «___» __________ 2022г. 2022г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17 7 КЛАСС 17 8 КЛАСС 23 9 КЛАСС 26 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Информатика» (7 – 9 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✔ Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, регистрационный № 5055 от 05.04.2022г.); ✔ Примерной основной образовательной программы основного общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 № 586); ✔ Учебного плана МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района (утвержден Приказом МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✔ Примерная рабочая программа основного общего образования «Информатика» (для 7 - 9 классов образовательной организации) (рекомендована решением научно – методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3) Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5-6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации). Цели изучения учебного предмета «Информатика» Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: − формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения; − формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе; − формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; 3 − формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. Общая характеристика учебного предмета «Информатика» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: − сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; − основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; − междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 4 2) 3) 4) теоретические основы информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии. Место предмета в учебном плане Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа – по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах соответственно. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✔ репродуктивная технология; ✔ технология развивающего обучения; ✔ игровые технологии; ✔ технология проблемного обучения; ✔ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Цифровая грамотность Компьютер – универсальное устройство обработки данных Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление 5 файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Теоретические основы информатики Информация и информационные процессы Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. Информационные технологии 6 Текстовые документы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста. Компьютерная графика Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. 8 КЛАСС Теоретические основы информатики Системы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Элементы математической логики Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц 7 истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Язык программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. 9 КЛАСС Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IР-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы 8 индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Работа в информационном пространстве Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т.п.); справочные службы (карты, расписания и т.п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. 9 Управление Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.). Информационные технологии Электронные таблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: − ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: − ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: 10 − представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: − сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; − интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; − овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; − сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: − осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: − интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. – осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: – осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: – освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. 11 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: — выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); — выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; — принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её 12 достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: — выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; — ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе — составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: — осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: − пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; − кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); 13 − сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; − оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; − приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; − выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; − получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); − соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; − ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); − работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу; − представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; − искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; − понимать структуру адресов веб-ресурсов; − использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; − соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; − иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики. 8 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: − пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными 14 системами счисления; − записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними; − раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; − записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; − раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; − описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; − составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; − использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания; − использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; − анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; − создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. 9 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: – разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык); 15 – раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; – использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе; – выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; – использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; – создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; – использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; – использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; – приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности; – использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 7 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела Цифровая грамотность Теоретические основы информатики Информационные технологии Резерв часа Всего: 8 класс Название раздела № п/п 1. Теоретические основы информатики 2. Алгоритмы и программирование 3. Резерв часа 16 Количество часов 8 11 13 2 34 Количество часов 12 21 1 № 1. 2. 3. 4. 5. Всего: 34 Всего: Количество часов 6 8 8 11 1 34 9 класс Тема Цифровая грамотность Теоретические основы информатики Алгоритмы и программирование Информационные технологии Резерв часа 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю) Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 1. Компьютер – универсальное устройство обработки данных (2 часа) Тема 2. Программы и данные (4 часа) Учебное содержание Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов) Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Практическая работа №1. Включение компьютера и получение информации о его характеристиках. Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условнобесплатные программы. Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя 18 Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; – анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; – получать информацию о характеристиках компьютера. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 3. Компьютерные сети (2 часа) Тема 4. Информация и Учебное содержание Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами – определять основные средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, характеристики операционной системы; переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. – оперировать компьютерными Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов информационными объектами в (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, наглядно-графическом интерфейсе; полнометражный фильм). Архивация данных. Использование – выполнять основные операции с программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами файлами и папками; операционной системы. – оценивать размеры файлов, Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для подготовленных с использованием различных защиты от вирусов. устройств ввода информации (клавиатуры, Практическая работа №2. Выполнение основных операций с файлами и сканера, микрофона, фотокамеры, папками. видеокамеры); Практическая работа №3. Сравнение размеров текстовых, графических, – использовать звуковых и видеофайлов. программы-архиваторы; Практическая работа №4. Изучение элементов интерфейса используемой – осуществлять защиту информации операционной системы. от компьютерных вирусов с помощью Практическая работа №5. Использование программы-архиватора. антивирусных программ; Практическая работа №6. Защита информации от компьютерных вирусов – планировать и создавать личное с помощью антивирусных программ. информационное пространство. Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. – раскрывать смысл изучаемых Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск понятий; информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность – осуществлять поиск информации по информации, полученной из Интернета. ключевым словам и по изображению; Современные сервисы интернет-коммуникаций. – проверять достоверность Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе информации, найденной в сети Интернет; в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. – восстанавливать адрес веб-ресурса Практическая работа №7. Поиск информации по ключевым словам и по из имеющихся фрагментов; изображению. – осуществлять взаимодействие Практическая работа №8. Использование сервисов посредством электронной почты, интернет-коммуникаций. видео-конференц-связи. Раздел 2. Теоретические основы информатики (11 часов) Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация – раскрывать смысл изучаемых 19 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение информационные процессы (2 часа) Тема 5. Представление информации (9 часов) Учебное содержание как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. 20 Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) понятий; – оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и др.); – выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; – оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и др.). – раскрывать смысл изучаемых понятий; – приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; – кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; – определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); – определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; – подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите; – оперировать единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 6. Текстовые документы (6 часов) Учебное содержание Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. Практическая работа №9. Определение кода символа в разных кодировках в текстовом процессоре. Практическая работа №10. Определение кода цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Практическая работа №11. Сохранение растрового графического изображения в разных форматах. Практическая работа №12. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Раздел 3. Информационные технологии (13 часов) Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста. 21 Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) – кодировать и декодировать текстовую информацию с использованием кодовых таблиц; – вычислять информационный объём текста в заданной кодировке; – оценивать информационный объём графических данных для растрового изображения; – определять объём памяти, необходимый для представления и хранения звукового файла. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства; – определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; – выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; – создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Практическая работа №13. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Практическая работа №14. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Практическая работа №15. Вставка в документ формул, таблиц, изображений, оформление списков. Практическая работа №16. Создание небольших текстовых документов с цитатами и ссылками на цитируемые источники. Тема 7. Компьютерная графика (4 часа) Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работа №17. Создание и/или редактирование изображения, в том числе цифровых фотографий, с помощью инструментов растрового графического редактора. Практическая работа №18. Создание и редактирование изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Тема 8. Мультимедийные презентации (3 часа) Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. Практическая работа №19. Создание презентации с гиперссылками на 22 Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) редакторов; – форматировать текстовые документы (устанавливать параметры страницы документа; форматировать символы и абзацы; вставлять колонтитулы и номера страниц); – вставлять в документ формулы, таблицы, изображения, оформлять списки; – использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства; – определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; – выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; – создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; – создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание основе готовых шаблонов Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (на уровне учебных действий) средства; – определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; – выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; – создавать презентации, используя готовые шаблоны. Резерв часа (2 часа) 23 8 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю) Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Раздел 1. Теоретические основы информатики (12 часов) Тема 1. Системы счисления (6 часов) Тема 2. Элементы математической логики (6 часов) Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны 24 – раскрывать смысл изучаемых понятий; – выявлять различие в позиционных и непозиционных системах счисления; – выявлять общее и различия в разных позиционных системах счисления; – записывать небольшие (от 0 до 1024) целые числа в различных позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной); – сравнивать целые числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать логическую структуру высказываний; – строить таблицы истинности для Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 3. Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции (10 часов) Учебное содержание значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера. Раздел 2. Алгоритмы и программирование (21 час) Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Практическая работа №1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Практическая работа №2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую. Практическая работа №3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Практическая работа №4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных. 25 Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) логических выражений; – вычислять истинностное значение логического выражения. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; – определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; – анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; – определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; – сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; – создавать, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; – исполнять готовые алгоритмы при конкретных исходных данных; – строить для исполнителя Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) арифметических действий цепочки команд, дающих требуемый результат при конкретных исходных данных. Тема 4. Язык программирования (9 часов) Язык программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Практическая работа №5. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке программирования (одном из перечня: Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык). Практическая работа №6. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из 26 – раскрывать смысл изучаемых понятий; – определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; – строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; – программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; – разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) ветвления, в том числе с использованием логических операций; – разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) приведённого выше перечня. Практическая работа №7. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня. Тема 5. Анализ алгоритмов (2 часа) Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать готовые алгоритмы и программы. Резерв часа (1 час) 9 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю) Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов) 27 Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Тема 1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней (3 часа) Глобальная сеть Интернет. IР-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Практическая работа №1. Создание комплексных информационных объектов в виде веб-страниц, включающих графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов). Практическая работа №2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами аутентификации, в том числе применяемыми в сервисах госуслуг. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в интернете; – определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; – распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с информационными и коммуникационными технологиями, оценивать предлагаемые пути их устранения; – создавать комплексные информационные объекты в виде веб-страниц, включающих графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов). Тема 2. Работа информационном пространстве (3 часа) Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Практическая работа №3. Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. Практическая работа №4. Использование онлайн-офиса для разработки – раскрывать смысл изучаемых понятий; – приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. – определять количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам с использованием логических операций; в 28 Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание документов. Тема 3. Моделирование как метод познания (8 часов) Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) – приводить примеры услуг, доступных на сервисах государственных услуг; – приводить примеры онлайновых текстовых и графических редакторов, сред разработки программ. Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов) Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Практическая работа №5. Создание однотабличной базы данных. Поиск данных в готовой базе. Практическая работа №6. Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. Практическая работа №7. Программная реализация простейших 29 – раскрывать смысл изучаемых понятий; – определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; – анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); – осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств те свойства, которые существенны с точки зрения целей моделирования; – оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; – строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); – исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; – работать с готовыми компьютерными моделями из различных Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 4. Разработка алгоритмов и программ (6 часов) Тема 5. Управление (2 часа) Учебное содержание математических моделей. Раздел 3. Алгоритмы и программирование (8 часов) Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Практическая работа №8. Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Практическая работа №9. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, С++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык) Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). 30 Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) предметных областей. – раскрывать смысл изучаемых понятий; – разрабатывать программы для обработки одномерного массива целых чисел; – осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; – разрабатывать программы, содержащие подпрограмму(ы). – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и др.) системах с позиций управления. Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Практическая работа №10. Знакомство с учебной средой разработки программ управления движущимися роботами. Раздел 4. Информационные технологии (11 часов) Тема 6. Электронные таблицы (10 часов) Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Практическая работа №11. Ввод данных и формул, оформление таблицы. Практическая работа №12. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах. Практическая работа №13. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа №14. Выполнение расчётов по вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций. Практическая работа №15. Обработка больших наборов данных. Практическая работа №16. Численное моделирование в электронных таблицах. 31 – раскрывать смысл изучаемых понятий; – анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства; – определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; – выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса (разных классов) задач; – редактировать и форматировать электронные таблицы. – анализировать и визуализировать данные в электронных таблицах; – выполнять в электронных таблицах расчёты по вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций; – осуществлять численное моделирование в простых задачах из различных предметных областей; Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 7. Информационные технологии в современном обществе (1 час) Учебное содержание Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. Практическая работа №17. Создание презентации о профессиях, связанных с ИКТ – раскрывать смысл изучаемых понятий; – обсуждать роль информационных технологий в современном мире; – обсуждать значение открытых образовательных ресурсов и возможности их использования; – анализировать цифровые навыки, которыми должен обладать выпускник школы. Резерв часа (1 час) 32