8. РООП СОО 2021 - 2023 ИНФОРМАТИКА

Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «30» 08. 2021_ года № _6_

«Утверждаю»
Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района ДНР
Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_
Н.В. Парафейник

Рабочая программа
по _учебному предмету
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
для _10 - 11_ классов
10 класс 2 часа в неделю (всего 70 часов)
11 класс 2 часа в неделю (всего 70 часов)
(срок реализации 2 года)
Авторы-составители:
Учитель Михалкина О.В.

2021г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 5
10 КЛАСС ............................................................................................................ 7
11 КЛАСС .......................................................................................................... 18
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 27

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа по предмету «Информатика и ИКТ»
(10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных документов:
✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой
Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. №
80-НП);
✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 13.08.2020 № 682);
✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР
(утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР);
✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Информатика». 10-11 классы:
базовый уровень / сост. Семенова О.И., Тюрикова О.Д., Корнев М.Н., Шилова Ю.В.,
Глухова М.В., Зоненко Т.В., Конюшок Т.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО
«ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 85 с.
Цели и задачи
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на
базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в
обществе, биологических и технических системах;
• овладение
умениями
применять,
анализировать,
преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении
других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых
норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагает поддержку профильных
учебных предметов.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространёнными прикладными пакетами;
• освоить основные приёмы эффективного использования информационных
технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс
среднего полного образования.
Предметные результаты освоения образовательной программы предмета «Информатика
и ИКТ» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки.
3

Информатика и ИКТ – учебный предмет, востребованный во всех видах
профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка
по этому предмету на базовом и углубленном уровнях способствует формированию
современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и
познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке
информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном
процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными направлениями изучения предмета «Информатика и ИКТ» на базовом
и углубленном уровнях в старших классах выступают информационные процессы и
информационные технологии.
Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной
технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс,
информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть направлена на совершенствование обучающимися навыков
использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для
формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей
деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных
предметов.
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старших классах продолжает
общеобразовательную линию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Опираясь на
достигнутые в основной школе знания и умения, предмет «Информатика и ИКТ» для 10–11 классов
развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам предметной области. Повышению
научного уровня содержания предмета способствует более высокий уровень развития и грамотности
старшеклассников по сравнению с обучающимися основной школы. Это позволяет, например,
рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический
аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному
моделированию.
Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел
теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль
информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика
предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с
основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют
новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности,
математики.
В разделах, относящихся к информационным технологиям, обучающиеся приобретают
новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню
применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в предмете
уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной
школы изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним.
Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных
информационных систем.
В разделе информационно-коммуникационные технологии, обучающиеся получают
новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о
функционирующих на их базе информационных сервисах, рассматривают перспективы развития
Интернет. В этом же разделе обучающиеся знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу
с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).
Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и
программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной
школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания
языка программирования (рассматривается язык программирования Паскаль или другой язык на
выбор учителя, согласованный с администрацией образовательной организации, из следующего
4

перечня: С++ (Приложение 1), Python (Приложение 2)), развиваются умения и навыки решения на
компьютере типовых задач обработки информации путём программирования.
В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе,
раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной
безопасности, рассматриваются нормативные правовые документы, регламентирующие отношения
в информационном пространстве Донецкой Народной Республики.
Место предмета «Информатика» в учебном плане
Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики
предусматривает обязательное изучение предмета «Информатика» в 10-м и 11-м классах в
объеме 140 часов за уровень образования: по 2 часа в неделю в каждом классе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического
комплекта):
1.
Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер,
Т. Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2.
Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер,
Т. Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Количество контрольных работ
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
✓ репродуктивная технология;
✓ технология развивающего обучения;
✓ игровые технологии;
✓ технология проблемного обучения;
✓ технология уровневой дифференциации.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах
❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий;
❖ дидактических игр;
❖ предметных неделей;
❖ предметных олимпиад.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме
контрольного диктанта с грамматическим заданием.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
•
определять информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;
•
строить логическое выражение по заданной таблице истинности;
•
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
•
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на
их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
5

написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
•
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
•
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
•
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
•
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);
•
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования
реальных
процессов;
представлять
результаты
математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
•
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
•
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
•
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных;
•
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
•
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
•
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
•
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
•
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
•
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
•
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
•
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
•
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные
управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных
программ; выполнять созданные программы;
•
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые
модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
6

•
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих
в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
•
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
•
понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы
с компьютерами и мобильными устройствами;
•
понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной
безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в
представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения
оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования.
Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном
языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей.
7

Примеры задач:
•
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);
•

алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;

•
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального
числа, проверка числа на простоту и т.д.);
•
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива:
линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов
данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине
наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные
компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции
развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды
ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернетсервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения
учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательства Российской Федерации
и Донецкой Народной Республики в области программного обеспечения.
8

Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования
при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов
и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового
документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе
– в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема
данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических
задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация
в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
9

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.);
интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

10

10 КЛАСС
(70 часов в год; 2 часа в неделю)
Содержание учебного материала

Учебные достижения обучающихся
Введение. Информация (18 часов)
ТЕМА 1. Введение. Структура информатики. Информация Обучающиеся должны знать:
(1 час)
• в чём состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
• из каких частей состоит предметная область информатики;
технологические требования при эксплуатации компьютерного
• три философские концепции информации;
рабочего места.
• понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике,
Информатика как наука и отрасль деятельности человека.
кибернетике, теории информации;
Использование основных методов информатики и средств ИКТ Обучающиеся должны уметь:
при анализе процессов в обществе, природе и технике.
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
Основные подходы к определению понятия «информация».
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
Понятие информации в частных науках. Философские концепции
СанПиН.
информации. Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире. Виды и свойства информации
ТЕМА 2. Представление информации (3 часа)
Обучающиеся должны знать:
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.
• что такое язык представления информации;
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов
• какие бывают языки;
и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
• понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
Выбор способа представления информации в соответствии с
• примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе,
поставленной задачей. Кодирование информации. Языки
телеграфный код Бодо;
кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
• понятия «шифрование», «дешифрование».
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Технические Обучающиеся должны уметь:
средства кодирования информации. Изменение формы
• использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
представления информации. Преобразование информации на
объектов и процессов;
основе формальных правил. Различия в представлении данных,
• находить оптимальный путь во взвешенном графе;
предназначенных
для
хранения
и
обработки
в Обучающийся получит возможность научиться:
автоматизированных компьютерных системах, и данных, • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
предназначенных для восприятия человеком.
сообщений, используя условие Фано.
Практическая работа № 1. Кодирование информации
11

Содержание учебного материала
ТЕМА 3. Измерение информации (4 часа)
Количество информации как мера уменьшения неопределённости
знаний. Алфавитный подход к определению количества
информации. Содержательный (вероятностный) подход к
измерению информации.
Практическая работа № 2. Измерение информации

ТЕМА 4. Представление чисел в компьютере (4 часа)
Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации.
Двоичное
представление
информации
в
компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание
чисел, записанных в этих системах счисления.
Практическая работа № 3. Представление чисел

ТЕМА 5. Логические основы компьютеров (2 часа)

Учебные достижения обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации;
• определение бита с алфавитной точки зрения;
• связь между размером алфавита и информационным весом символа
(в приближении равновероятности символов);
• связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
• сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению
информации;
• определение бита с позиции содержания сообщения.
Обучающиеся должны уметь:
• решать задачи на измерение информации, содержащейся в тексте, с
алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов);
• решать несложные задачи на измерение информации, содержащейся в
сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном
приближении);
• выполнять пересчёт количества информации в разные единицы.
Обучающиеся должны знать:
• основные принципы представления данных в памяти компьютера;
• представление целых чисел;
• диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
• принципы представления вещественных чисел.
Обучающиеся должны уметь:
• получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
• определять по внутреннему коду значение числа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• переводить заданное натуральное число из двоичной записи в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления.
Обучающиеся должны знать:
• основные логические операции и законы;
12

Содержание учебного материала
Логические операции. Операции «импликация», «эквивалентность».
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических
уравнений

Учебные достижения обучающихся
• понятие таблиц истинности и правила их формирования;
• основные логические элементы компьютера и правила их использования.
Обучающиеся должны уметь:
• строить логическое выражение по заданной таблице истинности;
• решать задачи на использование логических операций и таблиц истинности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики.
Обучающиеся должны знать:
• способы кодирования текста в компьютере;
• способы представление изображения; цветовые модели;
• в чем различие растровой и векторной графики;
• способы дискретного (цифрового) представление звука.
Обучающиеся должны уметь:
• вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
• определять информационный объем графических данных;
• вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации,
глубине кодирования и времени записи.

ТЕМА 6. Представление текста, изображения и звука в
компьютере (4 часа)
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые
таблицы. Два подхода к представлению графической
информации. Растровая и векторная графика. Модели
цветообразования. Технологии построения анимационных
изображений. Технологии трёхмерной графики. Представление
звуковой информации: MIDI и цифровая запись.
Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа № 4. Представление текстов. Сжатие
текстов.
Практическая работа № 5. Представление изображений и звука
Информационные процессы (17 часов)
ТЕМА 7. Процессы хранения и передачи информации (2 часа) Обучающиеся должны знать:
Носители информации. Хранение информации; выбор способа
• историю развития носителей информации;
хранения информации. Передача информации. Канал связи и его
• современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и
характеристики. Примеры передачи информации в социальных,
их основные характеристики;
биологических и
технических
системах.
Особенности
• модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
запоминания, обработки и передачи информации человеком.
• основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная
Организация хранения и обработки данных, в том числе с
способность;
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и
• понятие «шум» и способы защиты от шума.
мобильных устройств
Обучающиеся должны уметь:
• сопоставлять различные цифровые носители по их техническим
свойствам;
13

Содержание учебного материала
ТЕМА 8. Обработка информации и алгоритмы (4 часа)
Обработка
информации.
Систематизация
информации.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
Практическая работа № 6. Составление алгоритма управления
работой исполнителя
ТЕМА 9. Автоматическая обработка информации (4 часа)
Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной
обработки данных.
Практическая работа № 7. Автоматическая обработка данных

ТЕМА 10. Информационные процессы в компьютере (3 часа)
Информационные процессы в компьютере. Программная и
аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.
Архитектуры
современных
компьютеров.
Неймановская
архитектура
ЭВМ.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные вычислительные системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры.
Роботизированные
производства.
Тенденции
развития
аппаратного обеспечения компьютеров. Этапы истории развития
ЭВМ. Классификация и назначения аппаратных средств:
устройства ввода, вывода, хранения и обработки информации.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных

Учебные достижения обучающихся
• рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при
известной скорости передачи.
Обучающиеся должны знать:
• основные типы задач обработки информации;
• понятие исполнителя обработки информации;
• понятие алгоритма обработки информации.
Обучающиеся должны уметь:
• по описанию системы команд учебного исполнителя составлять
алгоритмы управления его работой.
Обучающиеся должны знать:
• что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
• определение и свойства алгоритма управления алгоритмической
машиной;
• устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Обучающиеся должны уметь:
• составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной
Поста.
Обучающиеся должны знать:
• понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств;
• этапы истории развития ЭВМ;
• что такое неймановская архитектура ЭВМ;
• для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
• архитектуру персонального компьютера;
• основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Обучающиеся должны уметь:
• аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств
ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания
о принципах построения персонального компьютера и классификации его
программного обеспечения;
• использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами
и мобильными устройствами;
14

Содержание учебного материала
систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности
программного обеспечения мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы, используемые в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Способы и средства обеспечения надежного
функционирования
средств
ИКТ.
Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной
работы средств ИКТ
ТЕМА 11. Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров
компьютера (2 часа)
Процедура первоначальной загрузки компьютера. Назначение
BIOS. Функции и задачи BIOS. Основные приёмы настройки
BIOS. Средства тестирования компьютера

Учебные достижения обучающихся
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач.

Обучающиеся должны знать:
• процедуру первоначальной загрузки компьютера;
• назначение BIOS;
• основные приёмы настройки BIOS.
Обучающиеся должны уметь:
• определить тип и версию BIOS;
• установить порядок загрузки компьютера;
• использовать служебные программы и утилиты и с их помощь определять
характеристики компьютера, производить тестирование устройств.
ТЕМА 12. Проект (2 часа)
Обучающиеся должны знать:
Проект. Выбор конфигурации компьютера
• технические характеристики устройств персонального компьютера;
Проект. Инсталляция и деинсталляция программных средств,
• номенклатуру и символику;
необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной
• принципы комплектации ПК.
специализации
Обучающиеся должны уметь:
• подобрать комплектующие устройства для ПК, предназначенного для
решения определенного круга задач;
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Алгоритмизация и программирование (33 часа)
ТЕМА 13. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное Обучающиеся должны знать:
программирование (2 часа)
• этапы решения задачи на компьютере;
Этапы решения задачи на компьютере. Исполнитель алгоритмов.
• что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
Система команд исполнителя. Компьютер как исполнитель
• какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
алгоритмов. Система команд компьютера. Классификация
• система команд компьютера;
15

Содержание учебного материала
структур алгоритмов. Основные принципы структурного
программирования. Определение возможных результатов работы
простейших алгоритмов управления исполнителями и
вычислительных алгоритмов

ТЕМА 14. Программирование линейных алгоритмов (2 часа)
Интегрированная среда разработки программ на выбранном
языке программирования. Интерфейс выбранной среды.
Структура программы на Паскале. Система типов данных в
Паскале. Операторы ввода и вывода. Правила записи
арифметических выражений на Паскале. Оператор присваивания.
Практическая работа № 8. Программирование линейных
алгоритмов
ТЕМА 15.
Логические
величины
и
выражения,
программирование ветвлений (4 часа)
Логический тип данных. Логические величины. Логические
операции. Правила записи и вычисления логических выражений.
Условный оператор IF. Оператор выбора select case.
Практическая работа № 9. Решение задач с использованием
условного оператора и оператора выбора
ТЕМА 16. Программирование циклов (4 часа)
Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием. Цикл с
постусловием. Цикл с заданным числом повторений.
Итерационный цикл. Операторы цикла while и repeat – until.
Оператор цикла с параметром for. Порядок выполнения
вложенных циклов.

Учебные достижения обучающихся
• классификация структур алгоритмов;
• основные принципы структурного программирования.
Обучающиеся должны уметь:
• описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом
языке;
• определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных
данных;
• выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных
таблиц.
Обучающиеся должны знать:
• систему типов данных в Паскале;
• операторы ввода и вывода;
• правила записи арифметических выражений на Паскале;
• оператор присваивания;
• структуру программы на Паскале.
Обучающиеся должны уметь:
• составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
Обучающиеся должны знать:
• логический тип данных, логические величины, логические операции;
• правила записи и вычисления логических выражений;
• условный оператор IF;
• оператор выбора select case.
Обучающиеся должны уметь:
• программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного
оператора и оператора ветвления.
Обучающиеся должны знать:
• различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
• различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным
циклом;
• операторы цикла while и repeat – until;
• оператор цикла с параметром for;
• порядок выполнения вложенных циклов.
16

Содержание учебного материала
Определение исходных данных, при которых алгоритм может
дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций,
размер используемой памяти; зависимость вычислений от
размера исходных данных.
Практическая работа № 10. Решение задач с использованием
операторов цикла
ТЕМА 17. Подпрограммы (4 часа)
Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы.
Подпрограммы-функции. Правила описания и использования
подпрограмм-функций. Подпрограммы-процедуры. Правила
описания и использования подпрограмм-процедур. Рекурсия
Практическая работа № 11. Решение задач с использованием
процедур и функций
ТЕМА 18. Работа с массивами (6 часов)
Массивы. Описание массивов на Паскале. Правила организации
ввода и вывода значений массива. Программная обработка
массивов. Максимальный и минимальный элемент массива.
Сортировка массива.
Практическая работа № 12. Решение задач на обработку
массивов

ТЕМА 19. Работа с символьной информацией (4 часа)
Правила описания символьных величин и символьных строк.
Основные функции и процедуры Паскаля для работы с
символьной информацией.
Практическая работа № 13. Решение задач с использованием
символьных величин и строк символов

Учебные достижения обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
• программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с
постусловием, с параметром;
• программировать итерационные циклы;
• программировать вложенные циклы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Обучающиеся должны знать:
• понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
• правила описания и использования подпрограмм-функций;
• правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Обучающиеся должны уметь:
• выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
• описывать функции и процедуры на Паскале;
• записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
Обучающиеся должны знать:
• правила описания массивов на Паскале;
• правила организации ввода и вывода значений массива;
• правила программной обработки массивов.
Обучающиеся должны уметь:
• составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива,
поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального
значений, сортировки массива и др.;
• читать и понимать несложные программы.
Обучающиеся должны знать:
• правила описания символьных величин и символьных строк;
• основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной
информацией.
Обучающиеся должны уметь:
17

Содержание учебного материала
ТЕМА 20. Организация ввода-вывода с использованием
файлов (3 часа)
Текстовые, типизированные и не типизированные файлы. Файлы
с прямым и последовательным доступом. Файловая переменная.
Связь файловой переменной с именем файла. Стандартные
процедуры и функции для работы с файлами
ТЕМА 21. Комбинированный тип данных (4 часа)
Комбинированный тип данных. Записи. Объявление переменной
комбинированного
типа.
Операции
над
записями.
Идентификация поля записи

Учебные достижения обучающихся
• решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк
символов.
Обучающиеся должны знать:
• понятие файла, текстовый тип данных.
Обучающиеся должны уметь:
• пользоваться средствами обработки файлов;
• решать задачи с использованием файлового ввода-вывода данных.
Обучающиеся должны знать:
• понятие комбинированного типа данных;
• правила описания данных комбинированного типа.
Обучающиеся должны уметь:
• описывать данные комбинированного типа;
• решать задачи с использованием комбинированного типа данных.

Резерв часа (2 часа)

11 КЛАСС
(70 часов в год; 2 часа в неделю)
Содержание учебного материала
Учебные достижения обучающихся
Информационные системы и базы данных (22 часа)
ТЕМА 1. Системный анализ (4 часа)
Обучающиеся должны знать:
Понятие системы. Структура системы. Естественные и • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект,
искусственные системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
подсистема;
Системы, образованные взаимодействующими элементами, • основные свойства систем: целесообразность, целостность;
состояния элементов, обмен информацией между элементами, • что такое «системный подход» в науке и практике;
сигналы. Классификация информационных процессов. Управление • чем отличаются естественные и искусственные системы;
системой как информационный процесс. Информационная система. • какие типы связей действуют в системах;
Классификация информационных систем.
• роль информационных процессов в системах;
18

Содержание учебного материала
Практическая работа № 1. Модели систем

ТЕМА 2. Проект (2 часа)
Проект. Проектные задания по системологии
ТЕМА 3. Базы данных (14 часов)
База данных – основа информационной системы. Базы данных
(табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами
данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы,
запросы, отчёты). Реляционные базы данных. Многотабличные базы
данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью
реляционной СУБД. Схема БД. Связывание таблиц в
многотабличных базах данных. Целостность данных.
Запросы как приложения информационной системы. Понятие
запроса к реляционной базе данных. Средства формирования
запросов. Основные логические операции, используемые в запросах.
Правила представления условия выборки на языке запросов и в
конструкторе запросов. Создание запросов на выборку данных
использованием мастеров и конструктора. Создание отчётов.
Практическая работа № 2. Создание базы данных с помощью
СУБД.
Практическая работа № 3. Реализация простых запросов с
помощью конструктора.
Практическая работа № 4. Создание форм.
Практическая работа № 5. Реализация сложных запросов.
Практическая работа № 6. Создание отчётов
19

Учебные достижения обучающихся
• состав и структуру систем управления;
• классификацию информационных систем.
Обучающиеся должны уметь:
• приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
• анализировать состав и структуру систем;
• различать связи материальные и информационные.
Обучающиеся должны уметь:
• проводить системный анализ предметной области;
• анализировать состав и структуру систем;
• построить структурную модель.
Обучающиеся должны знать:
• что такое база данных (БД);
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный
ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
• структуру команды запроса на выборку данных из БД;
• организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
• основные логические операции, используемые в запросах;
• правила представления условия выборки на языке запросов и в
конструкторе запросов.
Обучающиеся должны уметь:
• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
• реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе
запросов;
• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
• создавать формы и отчёты;

Содержание учебного материала

Учебные достижения обучающихся
• выполнять эквивалентные преобразования логических
используя законы алгебры логики, в том числе и при
поисковых запросов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять эквивалентные преобразования логических
используя законы алгебры логики, в том числе и при
поисковых запросов.

выражений,
составлении
выражений,
составлении

ТЕМА 4. Проект (2 часа)
Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы
данных
Информационно-коммуникационные технологии (11 часов)
ТЕМА 5. Компьютерные сети. Организация и услуги Интернет Обучающиеся должны знать:
(4 часа)
• назначение коммуникационных служб Интернета;
Интернет как информационная система. Принципы построения • назначение информационных служб Интернета;
компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в • что такое прикладные протоколы;
сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, webкомпоненты компьютерных сетей. Информационные сервисы сети
браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная • что такое поисковый каталог: организация, назначение;
паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные • что такое поисковый указатель: организация, назначение;
системы. Организация поиска информации. Расширенный поиск • назначение геолокационных сервисов реального времени;
информации в сети Интернет. Описание объекта для его
возможности облачных версий прикладных программных систем;
последующего поиска. Использование языков построения запросов. • направления развития Интернета: мобильность, облачные технологии,
Геолокационные сервисы реального времени; Интернет-торговля;
виртуализация, социальные сервисы, доступность;
бронирование билетов и гостиниц и т.п. Облачные версии • что такое технология «Интернета вещей».
прикладных программных систем. Новые возможности и Обучающиеся должны уметь:
перспективы развития Интернета: мобильность, облачные • работать с электронной почтой;
технологии, сетевое хранение данных, виртуализация, социальные • извлекать данные из файловых архивов;
сервисы, доступность. Технологии «Интернета вещей».
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых
Практическая работа № 7. Работа с электронной почтой.
каталогов и указателей;
Практическая работа № 8. Работа с поисковыми системами, • сохранять информацию с загруженных web-страниц;
сохранение информации с Web-страниц
• использовать облачные версии прикладных программных систем.
сохранять информацию с загруженных web-страниц;
20

Содержание учебного материала

Учебные достижения обучающихся
• использовать облачные версии прикладных программных систем.
Обучающиеся должны знать:
• какие существуют средства для создания web-страниц;
• в чём состоит проектирование web-сайта;
• понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений;
• что значит опубликовать web-сайт.
Обучающиеся должны уметь:
• создать несложный web- сайт с помощью редактора сайтов.

ТЕМА 6. Основы сайтостроения (5 часов)
Web-сайт – гиперструктура данных. Страница. Взаимодействие вебстраницы
с
сервером.
Динамические
страницы.
Язык
гипертекстовой раз метки. Инструментальные средства создания
Web-сайтов. Проектирование Web-сайта. Размещение Web-сайта на
сервере.
Практическая работа № 9. Создание Web-страницы.
Практическая работа № 10. Создание Web-сайта с помощью
редактора сайтов
ТЕМА 7. Проект (2 часа)
Обучающиеся должны уметь:
Проект. Разработка сайта
• создать несложный web-сайт.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения информационной безопасности.
Информационное моделирование (16 часов)
ТЕМА 8. Компьютерное информационное моделирование Обучающиеся должны знать:
(2 часа)
• понятие модели;
Информационное
моделирование
как
метод
познания. • понятие информационной модели;
Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды • этапы построения компьютерной информационной модели.
информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Обучающиеся должны уметь:
Адекватность моделей моделируемым объектам и целям • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
моделирования. Представление результатов моделирования в виде,
объектов и процессов.
удобном для восприятия человеком.
Формы представления Обучающийся получит возможность научиться:
моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
Основные этапы построения моделей. Формализация как
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет
Структурирование данных. Структура данных как модель
соответствия реальному объекту или процессу.
предметной области.
21

Содержание учебного материала
Учебные достижения обучающихся
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
Анализ
достоверности
(правдоподобия)
результатов
экспериментов. Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного
эксперимента в учебной деятельности
ТЕМА 9. Моделирование зависимостей между величинами Обучающиеся должны знать:
(2 часа)
• понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
Математическая модель. Основные способы представления • что такое математическая модель;
математических зависимостей между данными. Понятия: величина, • формы представления зависимостей между величинами.
имя величины, тип величины, значение величины. Табличные и Обучающиеся должны уметь:
графические модели. Динамические (электронные) таблицы как • с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую
информационные объекты. Средства и технологии работы с
форму зависимостей между величинами.
таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц
ТЕМА 10. Модели статистического прогнозирования (3 часа)
Обучающиеся должны знать:
Модели статистического прогнозирования. Регрессионная модель.
• для решения, каких практических задач используется статистика;
Практическая работа № 11. Получение регрессионных моделей в • что такое регрессионная модель;
MS Excel. Прогнозирование по регрессионным моделям
• как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Обучающиеся должны уметь:
• используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных
типов;
• осуществлять
прогнозирование
(восстановление
значения
и
экстраполяцию) по регрессионной модели.
ТЕМА 11. Моделирование корреляционных зависимостей Обучающиеся должны знать:
(3 часа)
• что такое корреляционная зависимость;
Корреляционное моделирование. Корреляционная зависимость. • что такое коэффициент корреляции;
Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Использование • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения
основных методов информатики и средств ИКТ при анализе
корреляционного анализа.
процессов в обществе, природе и технике.
Обучающиеся должны уметь:
Практическая работа № 12. Расчёт корреляционных зависимостей • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами
в MS Excel
с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel).
ТЕМА 12. Модели оптимального планирования (3 часа)
Обучающиеся должны знать:
22

Содержание учебного материала
Модели оптимального планирования. Стратегическая цель
планирования. Задача линейного программирования для
нахождения оптимального плана. Возможности табличного
процессора для решения задачи линейного программирования.
Использование информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности.
Практическая работа № 13. Решение задачи оптимального
планирования в MS Excel

ТЕМА 13. Проекты (3 часа)
Проект. Получение регрессионных зависимостей.
Проект. Корреляционные зависимости.
Проект. Оптимальное планирование

Учебные достижения обучающихся
• что такое оптимальное планирование;
• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
• что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут
быть поставлены;
• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения
оптимального плана;
• какие существуют возможности у табличного процессора для решения
задачи линейного программирования.
Обучающиеся должны уметь:
• решать
задачу
оптимального
планирования
(линейного
программирования) с небольшим количеством плановых показателей с
помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel).
Обучающиеся должны уметь:
• использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации.

Использование программных систем и сервисов (10 часов)
ТЕМА 14. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Обучающиеся должны уметь:
(2 часа)
• создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование
материалы с использованием возможностей современных программных
готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры
средств.
документа, создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста.
Облачные сервисы.
23

Содержание учебного материала
Учебные достижения обучающихся
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические
средства ввода текста. Программы распознавания текста,
введенного с использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания
устной речи
ТЕМА 15. Работа с аудиовизуальными данными (2 часа)
Обучающиеся должны знать:
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод • технологию публикации готового материала в сети.
изображений с использованием различных цифровых устройств Обучающиеся должны уметь:
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и • создавать и преобразовывать аудиовизуальные объекты;
т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и • вводить изображенияс использованием различных цифровых устройств
мобильных приложений.
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.);
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки • обрабатывать изображения и звук с использованием интернет- и
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология
мобильных приложений;
публикации готового материала в сети
• использовать мультимедийные онлайн-сервисы для разработки
презентаций проектных работ.
ТЕМА 16. Автоматизированное проектирование (1 час)
Обучающиеся должны знать:
Представление о системах автоматизированного проектирования. • иметь представление о системах автоматизированного проектирования.
Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов
ТЕМА 17. 3D-моделирование (4 часа)
Обучающиеся должны знать:
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. • пользовательский интерфейс используемого программного средства;
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников • условия и возможности применения программного средства для решения
освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры)
типовых задач;
• основные принципы работы с 3D-объектами;
• технику редактирования 3D-объектов;
• аддитивные технологии.
Обучающиеся должны уметь:
• создавать 3D-объекты;
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать собственную 3D-сцену;
• создавать и применять материалы и текстуры;
• использовать источники света в сцене.
24

Содержание учебного материала
Учебные достижения обучающихся
ТЕМА 18. Системы искусственного интеллекта и машинное Обучающиеся должны знать:
обучение (1 час)
• иметь представление о машинном обучении.
Машинное
обучение
–
решение
задач
распознавания,
классификации и предсказания. Искусственный интеллект
Социальная информатика (8 часов)
ТЕМА 19. Информационное общество (1 час)
Обучающиеся должны знать:
Информационная цивилизация. Информационное общество. • что такое информационные ресурсы общества;
Информационные ресурсы общества. Информационные услуги.
• из чего складывается рынок информационных ресурсов;
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные • что относится к информационным услугам;
приложения. Открытые образовательные ресурсы
• в чём состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с
формированием информационного общества.
ТЕМА 20. Информационное право и безопасность (1 час)
Обучающиеся должны уметь:
Информационная культура. Социальные сети – организация • основные законодательные акты в информационной сфере;
коллективного взаимодействия и обмена данными. Этические и • суть Доктрины информационной безопасности.
правовые нормы информационной деятельности человека. Сетевой Обучающиеся должны уметь:
этикет: правила поведения в киберпространстве. Информационная • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной
безопасность. Проблема подлинности полученной информации.
сфере деятельности;
Средства
защиты
информации
в
автоматизированных • использовать принципы обеспечения информационной безопасности,
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств
компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
ИКТ;
информационной безопасности АИС. Электронная подпись, • критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ.
Правовое обеспечение информационной безопасности. Основные
законодательные акты в информационной сфере. Доктрина
информационной безопасности
ТЕМА 21. Нормативные правовые документы Донецкой Обучающиеся должны знать:
Народной Республики о регулировании отношений в • Законы Донецкой Народной Республики в информационной сфере.
информационном пространстве (2 часа)
Обучающиеся должны уметь:
25

Содержание учебного материала
Учебные достижения обучающихся
Основные законодательные акты Донецкой Народной Республики в • анализировать нормативные правовые документы;
информационной сфере: Законы Донецкой Народной Республики • анализировать и обобщать информацию;
«Об информации и информационных технологиях», «О защите детей • форматировать электронные документы в соответствии с требованиями
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и
законодательства Донецкой Народной Республики.
другие. Законодательство Российской Федерации в области
программного обеспечения
ТЕМА 22. Проект: (4 часа)
Проект. Подготовка реферата по социальной информатике
Резерв часа (3 часа)

26

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Перечень программного обеспечения,
необходимого для успешного обучения по программе
Операционная система
Файловый менеджер
Растровый редактор
Простой текстовый редактор
Мультимедиа проигрыватель

Windows, Linux
Проводник Windows
Paint, Paint.Net
Notepad (Блокнот), WordPad, Notepad++
Windows Media, MS Producer, Movie Maker

Программа для записи звука

SoundRecorder (Звукозапись)

Почтовый клиент
Браузер
Антивирусная программа
Программа-архиватор
Клавиатурный тренажёр
Офисные приложения

Средство для обработки аудио- и
видеоданных
и
разработки
мультимедийных презентаций
Система программирования
Компиляторы
интерпретаторы
программирования
Python

и/или
языков
Pascal, С++,

Outlook Express, Mozilla Thunderbird
Internet Explorer, Opera, Chrome
Avast, ESET, AVG, 360 Total Security и др.
WinRar, 7-zip
Stamina
Microsoft Office 2007 (или более поздних версий):
Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,
Microsoft Access
Open Office 3.0.0 (или более поздних версий):
OO Writer, OO Impress, OO Calc, OO Base
MS Producer, Movie Maker

Free Pascal, PascalABC.NET, MinGW Developer Studio
2.05, Code::Blocks 10.05, Wing IDE 4.1.7, Python IDLE
3.2.3 (или более поздних версий)
Free Pascal 2.6.0-9, GNU C 4.7.2, GNU C++ 4.7.2 и
интерпретатор Python 3.2.3 (или более поздних
версий).

Учебно-методические комплекты
1.
УМК «Информатика» авторского коллектива под рук. И.Г. Семакина, 10-11 классы.
Базовый уровень – URL: https://lbz.ru/books/745/.
2.
УМК «Информатика» К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, 10-11 классы. Базовый и
углубленный уровни – URL: https://lbz.ru/books/742/.
I.

Литература для учителя
1.
Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. Книга для учителя / И.Н. Бежина, Н.Г.
Иванова, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
2.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 1011 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
II.

27

4.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие /
И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
5.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс.
Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.:
Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
7.
Поляков К. Ю. Информатика. 10–11 классы. Базовый и углубленный уровни :
методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
8.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
9.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
10.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. –
М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.
11.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое пособие/ Семакин
И.Г., Хеннер Е.К. – 2-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
12.
Теория
и
методика
обучения
информатике
–
URL:
https://sites.google.com/site/methteachinfo/home.
13.
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте
издательства – URL: http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika.
Литература для обучающегося
1.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3.
К.Ю. Поляков. Информатика (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях) 10 класс:
учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с. : ил.
4.
К.Ю. Поляков. Информатика (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях) 11 класс.:
учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 544 с. : ил.
5.
Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 1: учебное пособие / К.Ю.
Поляков. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 144 с.
6.
Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 2: учебное пособие / К.Ю.
Поляков. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 176 с.
7.
Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 3: учебное пособие / К.Ю.
Поляков. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 208 с.
8.
Поляков К. Ю. Программирование. Python. C++. Часть 4: учебное пособие / К.Ю.
Поляков. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 192 с.
III.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».