17. РООП ООО 2022 - 2027 УГДД

Приложение 17
к РООП ООО
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «23» 08. 2022_ года № _9_

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
Приказ от «_23_» _08__ 20_22_ года № _141_
Н.В. Парафейник

Рабочая программа
по _учебному предмету
«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»
для _5_ класса
5 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
(срок реализации 5 лет)
Авторы-составители:
Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.
Учитель Кошелева Л.П.
Рассмотрено на заседании МО
учителей естественно - научного цикла

2022г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................................................7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...............................................................................................8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 12
5 КЛАСС ............................................................................................................................................................ 12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа по предмету «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» (5 класс) составлена на основании
следующих нормативных документов:
✓ Государственного образовательного стандарта основного общего образования
Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики,
регистрационный № 5055 от 05.04.2022г.);
✓ Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 18.07.2022 № 586);
✓ Учебного плана МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
(утвержден Приказом МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района
ДНР);
✓ Примерная рабочая программа основного общего образования «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» (для 5 классов образовательной
организации) (рекомендована решением научно – методического совета ГБОУ ДПО
«ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3)
Учебный предмет «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» носит
универсальный межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через
интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного
воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены
программой внеклассной деятельности, что обеспечивает разносторонность и
перспективность обучения, воспитания и развития обучающихся. Учебный предмет «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» на уровне основного общего образования в 5
классах объединяет несколько содержательных линий: краеведческую, природоведческую,
культурологическую,
обществоведческую,
этическую,
духовно-нравственную.
Обозначенные содержательные линии реализуются через соответствующие тематические
блоки, которые объединяются в четыре крупных раздела Программы: «Донбасс – мой
родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе
гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Методология отбора содержания программного материала базируется на
общечеловеческих ценностях современного общества, современных психологопедагогических требованиях к процессу обучения и воспитания в средней школе. Отбор
учебного материала для содержания Программы осуществляется с учетом целей и задач
курса, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и
познавательных возможностей обучающихся 5 классов, особенностей данного этапа их
социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного
времени, отводимого на изучение предмета.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное
распределение учебных часов по разделам учебного предмета и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебно-воспитательного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
Развивающий аспект учебного предмета заключается в формировании
универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся,
овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых
стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного
отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих
возможностей.
3

Важнейшим воспитательным направлением содержания Программы является
формирование у школьников наиболее значимых для нашего народа ценностей:
патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его
труду; формирование у каждого обучающегося своего собственного «Я», веры в свои силы,
талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности,
способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям,
понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Программа учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей,
элементами которой являются:
• патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• духовность – объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей
и традиций;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания;
• история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое
развитие народа;
• культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и
национальные ценности;
• равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода;
• совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность
личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и
реализовывать нравственный самоконтроль;
• солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека,
ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество;
• Русский мир – транснациональное, глобальное образование, идентифицирующее себя с
русской культурой и русским языком, с духовными и ментальными признаками русскости;
выбор в пользу принадлежности к Русскому миру осуществляется не в результате насилия
или принуждения, а на основе свободного выбора; состоит из России как материнского
государства и русского зарубежья, объединяет людей, которые независимо от
национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и
русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе. Донецкая
Народная Республика – молодое государство, устремленное в будущее. В соответствии с
этим особое значение придается воспитанию подрастающего поколения. Результатом этого
воспитания является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
Республики, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
4

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях своего народа.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики и патриота
Донбасса. Духовно-нравственное развитие гражданина Республики – это процесс
последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности,
формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к
себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых
моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Обеспечение
гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой
Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики.
Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы,
качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия
личностью национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и
общественной жизни. Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным
многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Актуальность гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения, как двух составляющих единого целого обусловлена:
• необходимостью организации патриотического и духовно-нравственного воспитания
обучающихся в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к
защите Отечества;
• поиском идеи, способной преодолеть упадок общественной морали и консолидировать
общество;
• необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в
новых послевоенных условиях;
• потребностью в реализации активной гражданской и жизненной позиции;
• острой необходимостью решения целого комплекса проблем воспитания и развития
гражданина Донецкой Народной Республики как человека достойного жить в своей стране,
решать её современные проблемы и строить ее будущее.
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в
общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и
воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Содержание Программы реализуется:
• на урочных занятиях предмета «Уроки гражданственности и духовности
Донбасса», а также на уроках литературы, природоведения, трудового обучения,
музыкального искусства, изобразительного искусства, физической культуры, истории
Отечества; биологии, географии;
• во внеклассной работе через использование таких форм как классный час, деловая
игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол,
конкурс сочинений, защита проектов и др.
• во внешкольной работе средствами реализации Программы учебного предмета
могут выступать экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи,
поисковая, научно-исследовательская работа и др.
Изучение материала учебного предмета предполагает широкое использование
межпредметных связей прежде всего с учебно-воспитательного курсами «История»,
«Обществознание», «Право», «Литература», «Искусство».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»
5

Главная цель изучения учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности
Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности учащегося,
идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой
Народной Республики.
Изучение учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на
уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры
обучающихся;
• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой, общественной
деятельности;
• создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из
разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать,
анализировать полученные данные;
• создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и правового государства;
• воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам
Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням
Отечества;
• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
• воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
• создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
• накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для
идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской
и общественной деятельности, развития межличностных отношений;
• соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми
духовно-нравственными ценностями;
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
• формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни
в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в
межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других
народов и стран;
•
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений обучающихся, расширение социального опыта;
• формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса. Таким
образом, основным заданием учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности
Донбасса» является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде
всего, развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного,
культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные
ценности, будущего гражданина Донецкой Народной Республики.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Уроки гражданственности и
6

духовности Донбасса» в 5 классе читается один час в неделю. Общая нагрузка составляет
34 часа при 34 учебных неделях.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
✓ репродуктивная технология;
✓ технология развивающего обучения;
✓ игровые технологии;
✓ технология проблемного обучения;
✓ технология уровневой дифференциации.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах
❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий;
❖ дидактических игр;
❖ предметных неделей;
❖ предметных олимпиад.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС (34 часа)
Донбасс – мой родной край
Содержание понятий «Родина», «Отечество», «Донбасс», «Донецкая Народная
Республика». Как человек может служить своему Отечеству. Гербы городов Донбасса.
Человек – часть природы. Уникальность природы Донбасса. Что означает охранять
природу. Место рождения и место жительства. Животный и растительный мир Донбасса.
Право человека на труд – одно из главных прав человека. Труд и творчество. Вклад моей
малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики. Календарные традиции,
обряды и праздники Донбасса. Календарь праздничных и знаменательных дат Донецкой
Народной Республики.
Духовно-нравственные основы народа Донбасса
Понятия «религия», «вера». Множество религий в мире. Сходство и отличия
мировых религий. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Религия как одна из форм культуры. Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма. Религиозные
объединения и организации и их роль в жизни общества. Роль религии в формировании
традиций человека. Религиозные праздники. Типы русских храмов. Мечеть –элемент
исламской культуры. Синагога – молельный дом иудеев. Культовые сооружения
буддистов. Храмы Донбасса. Отрочество – особая пора жизни. Показатели взрослости.
Роль имени в жизни человека. Что такое семья. Состав семьи. Семейные ценности в
православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Семейные
заботы. Распределение обязанностей в семье. Моя роль в семье. Что такое семейная
династия. Знаменитые семейные династии в истории Отечества. Профессии моих
предков. Связь поколений. Качества хорошей речи. Как помочь и словом, и делом. Язык
телодвижений.
Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики
Понятия «страна» и «государство». Основные признаки государства. Мы жители
Донецкой Народной Республики. Государственные символы Донецкой Народной
Республики. Жители страны и граждане страны. Гражданство как ответственность.
Соотношение понятий «гражданин» и «патриот», «право» и «обязанность». Изменение
пpaв гражданина по мере его взросления. Гражданственность как важное качество
7

личности. Основные черты настоящего гражданина. Права и обязанности граждан
Донецкой Народной Республики. Из чего состоит школа. По каким правилам живет
школьное государство. Школьный коллектив и его участие в жизни школы. Школьные
традиции и ритуалы. Культура (атмосфера) школы. Интересы учителей и интересы
обучающихся. Школьное братство – учителя, обучающиеся и выпускники школы. Учеба
– главный труд. Право на образование. Школьное образование. Что значит «уметь
учиться»? Образование и самообразование – путь к успеху.
Донбасс и Русский мир. Уроки Победы.
Понятие «Русский мир». Донбасс и Россия: единая история, единая культура,
единое будущее. Орел как геральдический символ в истории. Государственные символы
России. Мы – правнуки Великой Победы. Сохранение памяти о Великой Победе.
«Бессмертный полк» Донбасса. Герои живут рядом с нами. Сыны полков. Дети – герои
труда советского тыла, дети Ленинграда, дети Донбасса в горниле Великой
Отечественной войны. Они защищают Родину. Увековечение памяти защитников
Отечества. Героическая оборона Руси от западных и восточных захватчиков: Владимир
Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской. Героическая оборона Советского
Союза в 1941 – 1942 годах. Подвиг и героизм советских людей – защитников Родины.
Подвиги мирного времени.
Примерный список тем для реализации социально-ориентированных
проектов: «Герб моей семьи»; «Я охраняю природу»; «Улица имени»; «Как прекрасен
этот мир, посмотри!»; «Труд в радость»; «Самый-самый главный праздник»; «В чем
состоит семейное счастье»; «Мой род в истории Донбасса»; «Как смелость помогает
противостоять злу?»; «Мои правила» (этикет общения); «Образ Родины»; «Я –
гражданин»; «Трудовой подвиг моей семьи»; «Труд и хобби»; «Какую профессию я
выбираю?»; «Моя Победа!»; «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам учебного предмета «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» в основной общеобразовательной школе в
соответствии с требованиями ГОС ООО относятся следующие убеждения и качества:
– в сфере патриотического воспитания: понимание роли гражданина и патриота в
становлении и развитии демократических институций своей страны; осознание
российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры, традиций Российской
Федерации, Донецкой Народной Республики, народов России, народа Донецкой
Народной Республики; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России
и к Донецкой Народной Республике, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, Донецкой
Народной Республики, государственным праздникам, историческому, природному,
культурному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
– в сфере гражданского воспитания: осмысление примеров гражданского служения
8

Отечеству (в исторической ретроспективе и в современных реалиях); готовность к
осмыслению и выполнению обязанностей гражданина, к реализации его прав; уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб
социальной и природной среде; неприятие попыток фальсификации истории;
– в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России и Донецкой Народной Республики, ориентация на
моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
умение осуществлять саморефлексию;
– в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории, культуры,
гражданственности как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном, правовом опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, настоящего с
позиций объективной оценки и связи прошлого с настоящим; формирование и
сохранение интереса к истории, культуре, гражданским традициям своей страны, как
важной составляющей современного общественного сознания; осознание важности
опоры на научное познание для сохранения исторической памяти о Великой Победе;
– в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии России
и Донецкой Народной Республики, и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; уважение к культуре
своего и других народов;
– в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах и в современную эпоху; представление о традициях
здоровьесбережения в Донецком крае;
– в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории страны и своей
семьи значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов; осознание
собственного профессионального выбора;
–в сфере экологического воспитания: осмысление исторического и культурного опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей
среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности;
–в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации
людей к постоянно меняющимся жизненным условиям, о значении и способах
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные
вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
результаты
изучения
учебного
предмета
«Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» в основной школе выражаются в следующих
9

качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
– владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать факты (в
форме таблиц, схем, графиков); выявлять характерные признаки исторических,
общественных, правовых явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, деятельность выдающихся личностей, ситуации, выявляя общие
черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
– владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического,
литературного, периодического материала; систематизировать и анализировать факты
истории и современности, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и
обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, сочинение, презентация, учебный проект и др.);
– работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации
(тексты исторических источников, документов, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды
источников информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации
источника
(по
критериям,
предложенным
учителем
или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
– общение: представлять особенности взаимодействия людей в современном мире;
участвовать в обсуждении событий и деятельности выдающихся личностей прошлого
и настоящего, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в классе, школе и социальном
окружении;
– осуществление совместной деятельности: осознавать на основе примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты
социально-ориентированного и личностно-деятельностного видов на региональном
материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую
работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
– владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа
решения);
– владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
– выявлять на примерах роль эмоций в отношениях между людьми;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
– регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ГОС ООО установлено, что предметные результаты по предмету «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» должны обеспечивать: способность применять
10

понятийный аппарат; умения изучать и систематизировать информацию из различных
источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять знания для
сохранения исторических и культурных памятников своей страны; усвоение системы
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; формирование
у обучающихся творческого мышления; проводить поиск необходимой информации в
одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; составлять
описание исторических объектов, памятников; развитие аналитического мышления.
Содержание учебного предмета отражает необходимый обществу и государству
социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной
позицией.
Конечным
результатом
реализации
учебного предмета
«Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой
Народной Республики.
Предметные результаты обучения по учебно-воспитательному курсу «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» в 5 классе должны отражать
сформированность умений:
применять и объяснять понятия и термины: Отечество, Родина; геральдика,
мемориал, памятник; республика; герой; Русский мир, государство, страна, гражданин,
государственные символы, патриот, право, обязанность, труд, творчество, образование,
самообразование; семья, религия, вера, храм, духовность, друг;
характеризовать особенности природных условий Донбасса; линии взаимосвязи
Донбасса и Русского мира; герб и флаг Российской Федерации; Донецкую Народную
Республику как государство; символы Донецкой Народной Республики и историю их
создания; систему образования Донецкой Народной Республики на уровне основных
составляющих элементов; многообразие религий в мире и в Донбассе;
показывать на карте территорию Донбасса; территорию и столицу Донецкой
Народной Республики;
приводить примеры влияния человека на природу; исторических и культурных
связей, подтверждающих тезис «Донбасс – часть Русского мира»; ратного и трудового
подвига во имя Отечества в различные исторические эпохи; работать с исторической картой
и иллюстрациями; раздаточным дидактическим материалом, словарем;
комментировать текст и составлять вопросы к нему; находить в тексте ответы на
поставленные вопросы;
обосновывать необходимость сохранения памятников культуры и истории; их
значение для будущих поколений; необходимость и важность охраны природы;
приоритет интересов Отечества над личными в критические моменты истории;
необходимость труда и творчества в жизни человека; с
оставлять сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого материала;
отчет по экскурсии (к памятнику, в музей, театр);
формулировать выводы по теме; использовать для подготовки к уроку различные
информационные источники; называть фундаментальные основы Русского мира; героев
Донбасса; основные религии Донбасса;
высказывать суждение о важности самообразования для становления личности;
значении труда в жизни человека;
использовать приобретенные знания и умения для выполнения и представления
проектов по проблематике учебного предмета.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
(34 ЧАСА)
Тематические блоки,
темы
Введение (1 час)

Донбасс – мой родной
край (7 часов)

Основное содержание

Содержание понятий «Родина», «Отечество»,
«Донбасс», «Донецкая Народная Республика».
Как человек может служить своему Отечеству.
Гербы городов Донбасса.
Человек – часть природы. Уникальность природы
Донбасса. Что означает охранять природу.
Место рождения и место жительства. Животный и
растительный мир Донбасса.
Право человека на труд – одно из главных прав
человека. Труд и творчество. Вклад моей малой
Родины в экономику Донецкой Народной
Республики.
Календарные традиции, обряды и праздники
Донбасса. Календарь праздничных и
знаменательных дат Донецкой Народной
Республики.
Духовно-нравственные Понятия «религия», «вера». Множество религий в
основы народа Донбасса мире. Сходство и отличия мировых религий. Вклад
(7 часов)
религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Религия как одна из форм
культуры.
Культурное наследие христианской Руси. Культура
ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции
буддизма.
Религиозные объединения и организации и их роль в
жизни общества. Роль религии в формировании
традиций человека. Религиозные праздники.
Типы русских храмов. Мечеть –элемент исламской
культуры. Синагога – молельный дом иудеев.
12

Основные виды деятельности обучающихся
применять и объяснять на примерах понятия и термины:
«гражданственность»,
«духовность»,
«Донбасс»;
определять
собственные цели и задачи изучения курса; составлять
план
реализации проекта (проектов).
применять и объяснять на примерах понятия и термины: Отечество,
Родина; родина, герб, геральдика, мемориал, памятник; республика;
характеризовать особенности природных условий Донбасса;
показывать на карте территорию Донбасса; территорию и столицу
Донецкой Народной Республики; приводить примеры влияния
человека на природу; работать
с исторической картой и
иллюстрациями; раздаточным дидактическим материалом, словарем;
комментировать текст и составлять вопросы к нему; находит в тексте
ответы на поставленные вопросы; обосновывать необходимость
сохранения памятников культуры и истории; их значение для будущих
поколений; необходимость и важность охраны природы; составлять
сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого
материала; отчет по экскурсии (к памятнику, в музей, театр);
формулировать выводы по теме; использует для подготовки к уроку
различные информационные источники; читать стихотворения о
Родине.
применять и объяснять на примерах понятия и термины: религия,
вера, храм, духовность, друг, слово, дело, семья, поколение, семейное
хозяйство; характеризовать многообразие религий в мире и в
Донбассе; отношения в семье между поколениями; правила ведения
семейного хозяйства; называть основные религии Донбасса; работать
с иллюстрациями; комментировать текст и составлять вопросы к
нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы; обосновывать
связь между поступком и последствием; составлять «портрет семьи»,
получить представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России и Донецкой Народной Республики,
ориентироваться на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; оценивать
свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей

Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Культовые сооружения буддистов. Храмы Донбасса.
Отрочество – особая пора жизни. Показатели
взрослости. Роль имени в жизни человека.
Что такое семья. Состав семьи. Семейные ценности
в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Семейные заботы.
Распределение обязанностей в семье. Моя роль в
семье.
Что такое семейная династия. Знаменитые семейные
династии в истории Отечества. Профессии моих
предков. Связь поколений.
Качества хорошей речи. Как помочь и словом, и
делом. Язык телодвижений.
Воспитай в себе
Понятия «страна» и «государство». Основные
гражданина Донецкой
признаки государства. Мы жители Донецкой
Народной Республики (8 Народной Республики. Государственные символы
часов)
Донецкой Народной Республики. Жители страны и
граждане страны. Гражданство как ответственность.
Соотношение понятий «гражданин» и «патриот»,
«право» и «обязанность». Изменение пpaв
гражданина
по
мере
его
взросления.
Гражданственность как важное качество личности.
Основные черты настоящего гражданина. Права и
обязанности
граждан
Донецкой
Народной
Республики. Из чего состоит школа. По каким
правилам живет школьное государство. Школьный
коллектив и его участие в жизни школы. Школьные
традиции и ритуалы. Культура (атмосфера) школы.
Интересы учителей и интересы обучающихся.
Школьное братство – учителя, обучающиеся и
выпускники школы. Учеба – главный труд. Право на
образование. Школьное образование. Что значит
«уметь учиться»? Образование и самообразование –
путь к успеху.
Донбасс и Русский мир. Понятие «Русский мир». Донбасс и Россия: единая
Уроки Победы (7 часов) история, единая культура, единое будущее. Орел как
геральдический символ в истории. Государственные
символы России. Мы – правнуки Великой Победы.
13

Основные виды деятельности обучающихся
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активно не принимать асоциальные поступки;
уметь осуществлять саморефлексию; использовать для подготовки к
уроку различные информационные источники; формулировать выводы
по теме;

применять и объяснять на примерах понятия и термины: государство,
страна, гражданин, государственные символы, патриот, право,
обязанность, труд, творчество, образование, самообразование;
характеризовать Донецкую Народную Республику как государство;
символы Донецкой Народной Республики и историю их создания;
систему образования Донецкой Народной Республики на уровне
основных составляющих элементов; работать с иллюстрациями,
дидактическим раздаточным материалом; комментировать текст и
составлять вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные
вопросы; обосновывать необходимость труда и творчества в жизни
человека; важности творческого отношения к делу, которым
занимаешься; составлять простую схему системы образования;
сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого
материала; высказывать суждение о важности самообразования для
становления личности; значении труда в жизни человека; может ли
человек достичь высоких жизненных целей, не имея
соответствующего образования; формулировать выводы по теме;
использовать для подготовки к уроку различные информационные
источники;
применять и объяснять на примерах понятия и термины: Русский мир,
символы государства, патриотизм, герой; характеризовать линии
взаимосвязи Донбасса и Русского мира; герб и флаг Российской
Федерации; называть фундаментальные основы Русского мира; героев

Тематические блоки,
темы

Защита проектов (4
часа)

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Сохранение
памяти
о
Великой
Победе.
«Бессмертный полк» Донбасса. Герои живут рядом с
нами. Сыны полков. Дети – герои труда советского
тыла, дети Ленинграда, дети Донбасса в горниле
Великой Отечественной войны. Они защищают
Родину.
Увековечение
памяти
защитников
Отечества. Героическая оборона Руси от западных и
восточных захватчиков: Владимир Мономах,
Александр Невский, Дмитрий Донской. Героическая
оборона Советского Союза в 1941 – 1942 годах.
Подвиг и героизм советских людей – защитников
Родины. Подвиги мирного времени.

Донбасса; приводить примеры исторических и культурных связей,
подтверждающих тезис «Донбасс – часть Русского мира»; ратного и
трудового подвига во имя Отечества в различные исторические эпохи;
работать с иллюстрациями; литературным материалом в контексте
тематики и целей занятия; комментировать текст и составлять
вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы;
обосновывать приоритет интересов Отечества над личными в
критические моменты истории; составлять сообщения по
определенной тематике в контексте изучаемого материала;
формулировать выводы по теме; использовать для подготовки к уроку
различные информационные источники

Примерный список тем для реализации
социально-ориентированных проектов: «Герб
моей семьи»; «Я охраняю природу»; «Улица имени»;
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»; «Труд в
радость»; «Самый-самый главный праздник»; «В
чем состоит семейное счастье»; «Мой род в истории
Донбасса»; «Как смелость помогает противостоять
злу?»; «Мои правила» (этикет общения); «Образ
Родины»; «Я – гражданин»; «Трудовой подвиг моей
семьи»; «Труд и хобби»; «Какую профессию я
выбираю?»; «Моя Победа!»; «Дерево ценят по
плодам, а человека – по делам».

владеть приемами самоорганизации своей учебной и
общественной работы (выявление проблемы, требующей решения;
составление плана действий и определение способа решения); владеть
приемами самоконтроля и осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов; уметь вносить коррективы в
свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
уметь строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми, работать
в команде.

Обобщение (1 час)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».