Приложение 17 к РООП ООО Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «23» 08. 2022_ года № _9_ «Утверждаю» Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Приказ от «_23_» _08__ 20_22_ года № _141_ Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА» для _5_ класса 5 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) (срок реализации 5 лет) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В. Учитель Кошелева Л.П. Рассмотрено на заседании МО учителей естественно - научного цикла 2022г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................................................7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...............................................................................................8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 12 5 КЛАСС ............................................................................................................................................................ 12 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» (5 класс) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 22-НП (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, регистрационный № 5055 от 05.04.2022г.); ✓ Примерной основной образовательной программы основного общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 № 586); ✓ Учебного плана МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района (утвержден Приказом МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✓ Примерная рабочая программа основного общего образования «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» (для 5 классов образовательной организации) (рекомендована решением научно – методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3) Учебный предмет «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» носит универсальный межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечивает разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития обучающихся. Учебный предмет «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на уровне основного общего образования в 5 классах объединяет несколько содержательных линий: краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную. Обозначенные содержательные линии реализуются через соответствующие тематические блоки, которые объединяются в четыре крупных раздела Программы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир». Методология отбора содержания программного материала базируется на общечеловеческих ценностях современного общества, современных психологопедагогических требованиях к процессу обучения и воспитания в средней школе. Отбор учебного материала для содержания Программы осуществляется с учетом целей и задач курса, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно-воспитательного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Развивающий аспект учебного предмета заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей. 3 Важнейшим воспитательным направлением содержания Программы является формирование у школьников наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого обучающегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности. Программа учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются: • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; • духовность – объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций; • социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; • история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа; • культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности; • равноправие – равенство перед законом, социальное равенство; • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; • совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль; • солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие; • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; • человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; • Русский мир – транснациональное, глобальное образование, идентифицирующее себя с русской культурой и русским языком, с духовными и ментальными признаками русскости; выбор в пользу принадлежности к Русскому миру осуществляется не в результате насилия или принуждения, а на основе свободного выбора; состоит из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяет людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе. Донецкая Народная Республика – молодое государство, устремленное в будущее. В соответствии с этим особое значение придается воспитанию подрастающего поколения. Результатом этого воспитания является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий 4 ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики и патриота Донбасса. Духовно-нравственное развитие гражданина Республики – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Актуальность гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, как двух составляющих единого целого обусловлена: • необходимостью организации патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества; • поиском идеи, способной преодолеть упадок общественной морали и консолидировать общество; • необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях; • потребностью в реализации активной гражданской и жизненной позиции; • острой необходимостью решения целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить ее будущее. Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Содержание Программы реализуется: • на урочных занятиях предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках литературы, природоведения, трудового обучения, музыкального искусства, изобразительного искусства, физической культуры, истории Отечества; биологии, географии; • во внеклассной работе через использование таких форм как классный час, деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов и др. • во внешкольной работе средствами реализации Программы учебного предмета могут выступать экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др. Изучение материала учебного предмета предполагает широкое использование межпредметных связей прежде всего с учебно-воспитательного курсами «История», «Обществознание», «Право», «Литература», «Искусство». ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА» 5 Главная цель изучения учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности учащегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики. Изучение учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся; • углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; • повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой, общественной деятельности; • создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные; • создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; • воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества; • развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни; • воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям; • создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования; • накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; • соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями; • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; • формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; • применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран; • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся, расширение социального опыта; • формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса. Таким образом, основным заданием учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, будущего гражданина Донецкой Народной Республики. Место предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом учебный предмет «Уроки гражданственности и 6 духовности Донбасса» в 5 классе читается один час в неделю. Общая нагрузка составляет 34 часа при 34 учебных неделях. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС (34 часа) Донбасс – мой родной край Содержание понятий «Родина», «Отечество», «Донбасс», «Донецкая Народная Республика». Как человек может служить своему Отечеству. Гербы городов Донбасса. Человек – часть природы. Уникальность природы Донбасса. Что означает охранять природу. Место рождения и место жительства. Животный и растительный мир Донбасса. Право человека на труд – одно из главных прав человека. Труд и творчество. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики. Календарные традиции, обряды и праздники Донбасса. Календарь праздничных и знаменательных дат Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственные основы народа Донбасса Понятия «религия», «вера». Множество религий в мире. Сходство и отличия мировых религий. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Религия как одна из форм культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма. Религиозные объединения и организации и их роль в жизни общества. Роль религии в формировании традиций человека. Религиозные праздники. Типы русских храмов. Мечеть –элемент исламской культуры. Синагога – молельный дом иудеев. Культовые сооружения буддистов. Храмы Донбасса. Отрочество – особая пора жизни. Показатели взрослости. Роль имени в жизни человека. Что такое семья. Состав семьи. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Семейные заботы. Распределение обязанностей в семье. Моя роль в семье. Что такое семейная династия. Знаменитые семейные династии в истории Отечества. Профессии моих предков. Связь поколений. Качества хорошей речи. Как помочь и словом, и делом. Язык телодвижений. Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики Понятия «страна» и «государство». Основные признаки государства. Мы жители Донецкой Народной Республики. Государственные символы Донецкой Народной Республики. Жители страны и граждане страны. Гражданство как ответственность. Соотношение понятий «гражданин» и «патриот», «право» и «обязанность». Изменение пpaв гражданина по мере его взросления. Гражданственность как важное качество 7 личности. Основные черты настоящего гражданина. Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики. Из чего состоит школа. По каким правилам живет школьное государство. Школьный коллектив и его участие в жизни школы. Школьные традиции и ритуалы. Культура (атмосфера) школы. Интересы учителей и интересы обучающихся. Школьное братство – учителя, обучающиеся и выпускники школы. Учеба – главный труд. Право на образование. Школьное образование. Что значит «уметь учиться»? Образование и самообразование – путь к успеху. Донбасс и Русский мир. Уроки Победы. Понятие «Русский мир». Донбасс и Россия: единая история, единая культура, единое будущее. Орел как геральдический символ в истории. Государственные символы России. Мы – правнуки Великой Победы. Сохранение памяти о Великой Победе. «Бессмертный полк» Донбасса. Герои живут рядом с нами. Сыны полков. Дети – герои труда советского тыла, дети Ленинграда, дети Донбасса в горниле Великой Отечественной войны. Они защищают Родину. Увековечение памяти защитников Отечества. Героическая оборона Руси от западных и восточных захватчиков: Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской. Героическая оборона Советского Союза в 1941 – 1942 годах. Подвиг и героизм советских людей – защитников Родины. Подвиги мирного времени. Примерный список тем для реализации социально-ориентированных проектов: «Герб моей семьи»; «Я охраняю природу»; «Улица имени»; «Как прекрасен этот мир, посмотри!»; «Труд в радость»; «Самый-самый главный праздник»; «В чем состоит семейное счастье»; «Мой род в истории Донбасса»; «Как смелость помогает противостоять злу?»; «Мои правила» (этикет общения); «Образ Родины»; «Я – гражданин»; «Трудовой подвиг моей семьи»; «Труд и хобби»; «Какую профессию я выбираю?»; «Моя Победа!»; «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К важнейшим личностным результатам учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ГОС ООО относятся следующие убеждения и качества: – в сфере патриотического воспитания: понимание роли гражданина и патриота в становлении и развитии демократических институций своей страны; осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры, традиций Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, народов России, народа Донецкой Народной Республики; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и к Донецкой Народной Республике, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, Донецкой Народной Республики, государственным праздникам, историческому, природному, культурному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; – в сфере гражданского воспитания: осмысление примеров гражданского служения 8 Отечеству (в исторической ретроспективе и в современных реалиях); готовность к осмыслению и выполнению обязанностей гражданина, к реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; неприятие попыток фальсификации истории; – в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России и Донецкой Народной Республики, ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; умение осуществлять саморефлексию; – в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории, культуры, гражданственности как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном, правовом опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, настоящего с позиций объективной оценки и связи прошлого с настоящим; формирование и сохранение интереса к истории, культуре, гражданским традициям своей страны, как важной составляющей современного общественного сознания; осознание важности опоры на научное познание для сохранения исторической памяти о Великой Победе; – в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии России и Донецкой Народной Республики, и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; уважение к культуре своего и других народов; – в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; представление о традициях здоровьесбережения в Донецком крае; – в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории страны и своей семьи значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; осознание собственного профессионального выбора; –в сфере экологического воспитания: осмысление исторического и культурного опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; –в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации людей к постоянно меняющимся жизненным условиям, о значении и способах совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в основной школе выражаются в следующих 9 качествах и действиях. В сфере универсальных учебных познавательных действий: – владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать факты (в форме таблиц, схем, графиков); выявлять характерные признаки исторических, общественных, правовых явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, деятельность выдающихся личностей, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; – владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического, литературного, периодического материала; систематизировать и анализировать факты истории и современности, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, сочинение, презентация, учебный проект и др.); – работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации (тексты исторических источников, документов, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: – общение: представлять особенности взаимодействия людей в современном мире; участвовать в обсуждении событий и деятельности выдающихся личностей прошлого и настоящего, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в классе, школе и социальном окружении; – осуществление совместной деятельности: осознавать на основе примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты социально-ориентированного и личностно-деятельностного видов на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: – владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); – владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: – выявлять на примерах роль эмоций в отношениях между людьми; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); – регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ГОС ООО установлено, что предметные результаты по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должны обеспечивать: способность применять 10 понятийный аппарат; умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять знания для сохранения исторических и культурных памятников своей страны; усвоение системы гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; формирование у обучающихся творческого мышления; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; составлять описание исторических объектов, памятников; развитие аналитического мышления. Содержание учебного предмета отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики. Предметные результаты обучения по учебно-воспитательному курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в 5 классе должны отражать сформированность умений: применять и объяснять понятия и термины: Отечество, Родина; геральдика, мемориал, памятник; республика; герой; Русский мир, государство, страна, гражданин, государственные символы, патриот, право, обязанность, труд, творчество, образование, самообразование; семья, религия, вера, храм, духовность, друг; характеризовать особенности природных условий Донбасса; линии взаимосвязи Донбасса и Русского мира; герб и флаг Российской Федерации; Донецкую Народную Республику как государство; символы Донецкой Народной Республики и историю их создания; систему образования Донецкой Народной Республики на уровне основных составляющих элементов; многообразие религий в мире и в Донбассе; показывать на карте территорию Донбасса; территорию и столицу Донецкой Народной Республики; приводить примеры влияния человека на природу; исторических и культурных связей, подтверждающих тезис «Донбасс – часть Русского мира»; ратного и трудового подвига во имя Отечества в различные исторические эпохи; работать с исторической картой и иллюстрациями; раздаточным дидактическим материалом, словарем; комментировать текст и составлять вопросы к нему; находить в тексте ответы на поставленные вопросы; обосновывать необходимость сохранения памятников культуры и истории; их значение для будущих поколений; необходимость и важность охраны природы; приоритет интересов Отечества над личными в критические моменты истории; необходимость труда и творчества в жизни человека; с оставлять сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого материала; отчет по экскурсии (к памятнику, в музей, театр); формулировать выводы по теме; использовать для подготовки к уроку различные информационные источники; называть фундаментальные основы Русского мира; героев Донбасса; основные религии Донбасса; высказывать суждение о важности самообразования для становления личности; значении труда в жизни человека; использовать приобретенные знания и умения для выполнения и представления проектов по проблематике учебного предмета. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (34 ЧАСА) Тематические блоки, темы Введение (1 час) Донбасс – мой родной край (7 часов) Основное содержание Содержание понятий «Родина», «Отечество», «Донбасс», «Донецкая Народная Республика». Как человек может служить своему Отечеству. Гербы городов Донбасса. Человек – часть природы. Уникальность природы Донбасса. Что означает охранять природу. Место рождения и место жительства. Животный и растительный мир Донбасса. Право человека на труд – одно из главных прав человека. Труд и творчество. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики. Календарные традиции, обряды и праздники Донбасса. Календарь праздничных и знаменательных дат Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственные Понятия «религия», «вера». Множество религий в основы народа Донбасса мире. Сходство и отличия мировых религий. Вклад (7 часов) религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Религия как одна из форм культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма. Религиозные объединения и организации и их роль в жизни общества. Роль религии в формировании традиций человека. Религиозные праздники. Типы русских храмов. Мечеть –элемент исламской культуры. Синагога – молельный дом иудеев. 12 Основные виды деятельности обучающихся применять и объяснять на примерах понятия и термины: «гражданственность», «духовность», «Донбасс»; определять собственные цели и задачи изучения курса; составлять план реализации проекта (проектов). применять и объяснять на примерах понятия и термины: Отечество, Родина; родина, герб, геральдика, мемориал, памятник; республика; характеризовать особенности природных условий Донбасса; показывать на карте территорию Донбасса; территорию и столицу Донецкой Народной Республики; приводить примеры влияния человека на природу; работать с исторической картой и иллюстрациями; раздаточным дидактическим материалом, словарем; комментировать текст и составлять вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы; обосновывать необходимость сохранения памятников культуры и истории; их значение для будущих поколений; необходимость и важность охраны природы; составлять сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого материала; отчет по экскурсии (к памятнику, в музей, театр); формулировать выводы по теме; использует для подготовки к уроку различные информационные источники; читать стихотворения о Родине. применять и объяснять на примерах понятия и термины: религия, вера, храм, духовность, друг, слово, дело, семья, поколение, семейное хозяйство; характеризовать многообразие религий в мире и в Донбассе; отношения в семье между поколениями; правила ведения семейного хозяйства; называть основные религии Донбасса; работать с иллюстрациями; комментировать текст и составлять вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы; обосновывать связь между поступком и последствием; составлять «портрет семьи», получить представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России и Донецкой Народной Республики, ориентироваться на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей Тематические блоки, темы Основное содержание Культовые сооружения буддистов. Храмы Донбасса. Отрочество – особая пора жизни. Показатели взрослости. Роль имени в жизни человека. Что такое семья. Состав семьи. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Семейные заботы. Распределение обязанностей в семье. Моя роль в семье. Что такое семейная династия. Знаменитые семейные династии в истории Отечества. Профессии моих предков. Связь поколений. Качества хорошей речи. Как помочь и словом, и делом. Язык телодвижений. Воспитай в себе Понятия «страна» и «государство». Основные гражданина Донецкой признаки государства. Мы жители Донецкой Народной Республики (8 Народной Республики. Государственные символы часов) Донецкой Народной Республики. Жители страны и граждане страны. Гражданство как ответственность. Соотношение понятий «гражданин» и «патриот», «право» и «обязанность». Изменение пpaв гражданина по мере его взросления. Гражданственность как важное качество личности. Основные черты настоящего гражданина. Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики. Из чего состоит школа. По каким правилам живет школьное государство. Школьный коллектив и его участие в жизни школы. Школьные традиции и ритуалы. Культура (атмосфера) школы. Интересы учителей и интересы обучающихся. Школьное братство – учителя, обучающиеся и выпускники школы. Учеба – главный труд. Право на образование. Школьное образование. Что значит «уметь учиться»? Образование и самообразование – путь к успеху. Донбасс и Русский мир. Понятие «Русский мир». Донбасс и Россия: единая Уроки Победы (7 часов) история, единая культура, единое будущее. Орел как геральдический символ в истории. Государственные символы России. Мы – правнуки Великой Победы. 13 Основные виды деятельности обучающихся с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активно не принимать асоциальные поступки; уметь осуществлять саморефлексию; использовать для подготовки к уроку различные информационные источники; формулировать выводы по теме; применять и объяснять на примерах понятия и термины: государство, страна, гражданин, государственные символы, патриот, право, обязанность, труд, творчество, образование, самообразование; характеризовать Донецкую Народную Республику как государство; символы Донецкой Народной Республики и историю их создания; систему образования Донецкой Народной Республики на уровне основных составляющих элементов; работать с иллюстрациями, дидактическим раздаточным материалом; комментировать текст и составлять вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы; обосновывать необходимость труда и творчества в жизни человека; важности творческого отношения к делу, которым занимаешься; составлять простую схему системы образования; сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого материала; высказывать суждение о важности самообразования для становления личности; значении труда в жизни человека; может ли человек достичь высоких жизненных целей, не имея соответствующего образования; формулировать выводы по теме; использовать для подготовки к уроку различные информационные источники; применять и объяснять на примерах понятия и термины: Русский мир, символы государства, патриотизм, герой; характеризовать линии взаимосвязи Донбасса и Русского мира; герб и флаг Российской Федерации; называть фундаментальные основы Русского мира; героев Тематические блоки, темы Защита проектов (4 часа) Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Сохранение памяти о Великой Победе. «Бессмертный полк» Донбасса. Герои живут рядом с нами. Сыны полков. Дети – герои труда советского тыла, дети Ленинграда, дети Донбасса в горниле Великой Отечественной войны. Они защищают Родину. Увековечение памяти защитников Отечества. Героическая оборона Руси от западных и восточных захватчиков: Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской. Героическая оборона Советского Союза в 1941 – 1942 годах. Подвиг и героизм советских людей – защитников Родины. Подвиги мирного времени. Донбасса; приводить примеры исторических и культурных связей, подтверждающих тезис «Донбасс – часть Русского мира»; ратного и трудового подвига во имя Отечества в различные исторические эпохи; работать с иллюстрациями; литературным материалом в контексте тематики и целей занятия; комментировать текст и составлять вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы; обосновывать приоритет интересов Отечества над личными в критические моменты истории; составлять сообщения по определенной тематике в контексте изучаемого материала; формулировать выводы по теме; использовать для подготовки к уроку различные информационные источники Примерный список тем для реализации социально-ориентированных проектов: «Герб моей семьи»; «Я охраняю природу»; «Улица имени»; «Как прекрасен этот мир, посмотри!»; «Труд в радость»; «Самый-самый главный праздник»; «В чем состоит семейное счастье»; «Мой род в истории Донбасса»; «Как смелость помогает противостоять злу?»; «Мои правила» (этикет общения); «Образ Родины»; «Я – гражданин»; «Трудовой подвиг моей семьи»; «Труд и хобби»; «Какую профессию я выбираю?»; «Моя Победа!»; «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам». владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владеть приемами самоконтроля и осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; уметь вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; уметь строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми, работать в команде. Обобщение (1 час) 14