Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «30» 08. 2021_ года № _6_ «Утверждаю» Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_ Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «ФИЗИКА» для _10 - 11_ классов 10 класс 2 часа в неделю (всего 70 часов) 11 класс 2 часа в неделю (всего 70 часов) (срок реализации 2 года) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__ Учитель Колесникова Л.Н. 2021г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 5 10 КЛАСС ............................................................................................................ 6 11 КЛАСС .......................................................................................................... 14 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 19 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Физика» (10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 80-НП); ✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2020 № 682); ✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР (утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Физика». 10-11 классы / сост. Охрименко Н.А., Кучеренко М.В., Литвиненко И.Н., Новикова Е.А., Шумакова О.М. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 72 с. • • • • • • Цели и задачи Изучение физики в 10-11 классах на базовом уровне в общеобразовательных организациях направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Изучение физики в 10-11 классах на углубленном уровне в общеобразовательных организациях направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий − классической механики, молекулярнокинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории; 3 • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; • применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; • воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники; • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества. Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни. Место предмета «Физика» в учебном плане Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение предмета «Физика» в 10-м и 11-м классах в объеме 140 часов за уровень образования: по 2 часа в неделю в каждом классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта): 1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.: ил. – (Классический курс). 2. Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 432 с.: [4] л. ил. – (Классический курс). Количество контрольных работ Класс Количество контрольных работ Класс 10 базовый уровень 11 базовый уровень 4 4 10 базовый уровень 11 базовый уровень 4 Количество лабораторных работ Количество практических работ 5 7 При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; 5 использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем; решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Физика и естественно-научный метод познания природы Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура. Механика Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. 6 Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны. Молекулярная физика и термодинамика Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин. Электродинамика Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость. Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Геометрическая оптика. Волновые свойства света. Основы специальной теории относительности Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Строение Вселенной Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной. 7 10 КЛАСС (70 часов в год; 2 часа в неделю) Кол-во часов 2 ч. 26 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам 1. ФИЗИКА И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ В результате изучения раздела обучающийся должен: МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ знать/понимать: Физика – фундаментальная наука о природе. • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, Методы научного исследования физических явлений. взаимодействие; Моделирование физических явлений и процессов. • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на Физический закон – границы применимости. развитие физики; Физические теории и принцип соответствия. Роль и уметь: место физики в формировании современной научной • отличать гипотезы от научных теорий; приводить примеры, показывающие, картины мира, в практической деятельности людей. что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и Физика и культура. теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 2. МЕХАНИКА В результате изучения раздела обучающийся должен: Механическое движение, виды движений, его знать/понимать: характеристики. Относительность механического • смысл понятий: взаимодействие; движения. • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, Равномерное прямолинейное движение. работа, механическая энергия; Уравнения и графики зависимости кинематических • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии; 8 Кол-во часов Содержание учебного материала Требования к предметным результатам величин от времени при равномерном • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на прямолинейном движении. развитие физики; Мгновенная скорость движения. Ускорение. уметь: Равноускоренное прямолинейное движение. • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение Свободное падение тел. небесных тел и искусственных спутников Земли; Равномерное движение точки по окружности. • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I экспериментальных данных; закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. • приводить примеры практического использования физических знаний: Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. законов механики в энергетике; Сила всемирного тяготения. Закон всемирного • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научноНевесомость и перегрузка. Сила упругости. Закон популярных статьях; Гука. Силы трения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения повседневной жизни для: импульса. Реактивное движение. • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования Механическая работа. Мощность. Механическая транспортных средств; энергия тела и ее виды. Закон сохранения энергии в • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и механике. профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному Использование законов механики для объяснения учебному предмету. движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Лабораторная работа 1. Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести. 2. Изучение закона сохранения механической энергии. Демонстрации 9 Кол-во часов 18 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам 1. Зависимость траектории от выбора системы отсчета. 2. Падение тел в воздухе и в вакууме. 3. Явление инерции. 4. Сравнение масс взаимодействующих тел. 5. Второй закон Ньютона. 6. Измерение сил. 7. Сложение сил. 8. Зависимость силы упругости от деформации. 9. Силы трения. 10. Условия равновесия тел. 11. Реактивное движение. 12. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И В результате изучения раздела обучающийся должен: ТЕРМОДИНАМИКА знать/понимать: Основные положения молекулярно-кинетической • смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом; теории строения вещества. Масса молекул. • смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, Количество вещества. Экспериментальное средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; доказательство основных положений теории. • смысл физических законов сохранения энергии, термодинамики; Броуновское движение. Строение газообразных, • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на жидких и твердых тел. развитие физики; Идеальный газ в молекулярно-кинетической уметь: теории. • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, Основное уравнение молекулярно-кинетической жидкостей и твердых тел; теории газов. • делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, Температура и тепловое равновесие. Абсолютная показывающие, что: физическая теория дает возможность объяснять температура как мера средней кинетической энергии известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные теплового движения частиц вещества. явления; 10 Кол-во часов Содержание учебного материала Требования к предметным результатам Уравнение состояния идеального газа. Газовые • приводить примеры практического использования физических знаний: законы. законов термодинамики в энергетике; Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать Агрегатные состояния вещества. Модель строения информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научножидкостей. Свойства жидкостей и твердых тел. популярных статьях; Кристаллические и аморфные тела. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. повседневной жизни для: Количество теплоты. Первый закон • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения термодинамики. окружающей среды; Необратимость процессов в природе. Второй закон • рационального природопользования и охраны окружающей среды; термодинамики. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и Принципы действия теплового двигателя. КПД профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана учебному предмету. окружающей среды. Лабораторные работы 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Демонстрации 1. Механическая модель броуновского движения. 2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. 3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. 4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. 5. Кипение воды при пониженном давлении. 6. Устройство психрометра и гигрометра. 7. Явление поверхностного натяжения жидкости. 8. Кристаллические и аморфные тела. 9. Объемные модели строения кристаллов. 10. Модели тепловых двигателей. 11 Кол-во часов 20 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам Контрольная работа №3 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА В результате изучения раздела обучающийся должен: Электризация тел. Два рода зарядов. Закон знать/понимать: сохранения электрического заряда. Закон Кулона. • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле; Электрическое поле. Напряженность • смысл физических величин: элементарный электрический заряд; электрического поля. Принцип суперпозиций полей. • смысл физических законов сохранения электрического заряда; Силовые линии электрического поля. • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на Проводники и диэлектрики в электростатическом развитие физики; поле. уметь: Потенциальная энергия заряженного тела в • делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, однородном электростатическом поле. Потенциал. показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для Связь между напряженностью электростатического выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность поля и разностью потенциалов. теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять Электроемкость. Конденсаторы. Энергия известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные заряженного конденсатора. явления; Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для • приводить примеры практического использования физических знаний: участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. законов электродинамики в энергетике; Последовательное и параллельное соединение • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать проводников. Работа и мощность постоянного тока. информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научноЭДС. Закон Ома для полной цепи. популярных статьях; Электрическая проводимость различных веществ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и Зависимость сопротивления проводника от повседневной жизни для: температуры. Сверхпроводимость. • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования Электрический ток в полупроводниках. бытовых электроприборов; Применение полупроводниковых приборов. • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая окружающей среды; трубка. • рационального природопользования и охраны окружающей среды; Электрический ток в жидкостях. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и Электрический ток в газах. Несамостоятельный и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному самостоятельный разряды. Плазма. учебному предмету. Лабораторные работы 12 Кол-во часов 4 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам 4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. 5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Демонстрации 1. Электрометр. 2. Проводники в электрическом поле. 3. Диэлектрики в электрическом поле. 4. Энергия заряженного конденсатора. 5. Электроизмерительные приборы. Контрольная работа №4 Резервное время 13 11 КЛАСС (70 часов в год; 2 часа в неделю) Кол-во Содержание учебного материала Требования к предметным результатам часов 12 ч. 1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА В результате изучения раздела обучающийся должен: Взаимодействие токов. Магнитное поле. Сила знать/понимать: Ампера. Сила Лоренца. • смысл понятий: взаимодействие, электромагнитное поле; Магнитные свойства вещества. • смысл физических законов электромагнитной индукции; Открытие электромагнитной индукции. Магнитный • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на поток. развитие физики; Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. уметь: Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную движущихся проводниках. индукцию; Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе поля тока. экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: Взаимосвязь электрического и магнитного полей. наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и Лабораторные работы теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что 1. Наблюдение действия магнитного поля на ток. физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и 2. Изучение явления электромагнитной индукции. научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; Демонстрации • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать 1. Магнитное взаимодействие токов. информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно2. Отклонение электронного пучка магнитным популярных статьях; полем. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и 3. Магнитная запись звука. повседневной жизни для: 4. Зависимость ЭДС индукции от скорости • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования изменения магнитного потока. бытовых электроприборов; Контрольная работа №1 • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 14 Кол-во Содержание учебного материала Требования к предметным результатам часов 16 ч. 2. МЕХАНИКА(6ч.) + В результате изучения раздела обучающийся должен: ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(10ч.) знать/понимать: КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ • смысл понятий: волна; Свободные и вынужденные колебания. • смысл физических величин: скорость, механическая энергия, внутренняя Математический маятник. Колебания груза на пружине. энергия; Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота • смысл физических законов сохранения энергии; и фаза колебаний. Превращения энергии при • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на гармонических колебаниях. Резонанс. развитие физики; Свободные колебания в колебательном контуре. уметь: Период свободных электрических колебаний. • делать выводы на основе экспериментальных данных; что физическая теория Переменный электрический ток. Действующие значения дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, силы тока и напряжения. Резонанс в электрической цепи. предсказывать еще неизвестные явления; Автоколебания Генерирование электрической энергии. • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: распространение Трансформатор. Производство, использование и электромагнитных волн; передача электрической энергии. • приводить примеры практического использования физических знаний: Механические волны. Поперечные и продольные законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных волны. излучений для развития радио- и телекоммуникаций; Длина волны. Скорость волны. Распространение волн в • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать упругих средах. Звуковые волны. Излучение информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научноэлектромагнитных волн. Опыты Герца. Принципы популярных статьях; радиосвязи. Свойства электромагнитных волн. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и Радиолокация. Понятие о телевидении. повседневной жизни для: Лабораторная работа • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования 3. Определение ускорения свободного падения при средств радио- и телекоммуникационной связи; помощи маятника. • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения Демонстрации окружающей среды; 1. Математический маятник. • рационального природопользования и охраны окружающей среды; 2. Колебания груза на пружине. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и 3. Свободные электромагнитные колебания. профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному 4. Осциллограмма переменного тока. учебному предмету. 5. Генератор переменного тока. 15 Кол-во часов 14 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам 6. Излучение и прием электромагнитных волн. 7. Отражение и преломление электромагнитных волн. Контрольная работа №2 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(14 ч.) В результате изучения раздела обучающийся должен: ОПТИКА знать/понимать: Скорость света и методы его определения. • смысл понятий: электромагнитная волна; Закон отражения света. Закон преломления света. • смысл физических законов электродинамики; Полное внутреннее отражение. уметь: Линза. Построение изображения в линзе. Формула • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: волновые свойства тонкой линзы. света; Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе света. Дифракционная решетка. экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: Виды излучений. Источники света. Виды спектров. наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и Спектральный анализ. Инфракрасное и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и Шкала электромагнитных волн. научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; Лабораторные работы • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать 4. Измерение показателя преломления стекла. информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно5. Определение оптической силы и фокусного популярных статьях; расстояния собирающей линзы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и 6. Измерение длины световой волны. повседневной жизни для: 7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения Демонстрации окружающей среды; 1. Отражение света. • рационального природопользования и охраны окружающей среды; 2. Преломление света. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и 3. Интерференция света. профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному 4. Дифракция света. учебному предмету. 5. Получение спектра с помощью призмы. 6. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. 16 Кол-во часов 18 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам 7. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. 8. Оптические приборы. Контрольная работа №3 4. ОСНОВЫ СТО. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА. В результате изучения раздела обучающийся должен: ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА знать/понимать: Инвариантность модуля скорости света в вакууме. • смысл понятий: гипотеза, закон, теория, взаимодействие, электромагнитное Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; энергии свободной частицы. Энергия покоя. • смысл физических величин: импульс, работа; Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория • смысл физических законов фотоэффекта; фотоэффекта. Применение фотоэффекта. • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. развитие физики; Соотношение неопределенностей Гейзенберга. уметь: Химическое действие света. • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: излучение и Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые поглощение света атомом; фотоэффект; постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе Трудности теории Бора. Лазеры. экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: Строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и Энергия связи атомных ядер. теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гаммафизическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и излучения. Радиоактивные превращения. Период научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; полураспада. Закон радиоактивного распада. • приводить примеры практического использования физических знаний: Методы наблюдения и регистрации элементарных квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; частиц. • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать Деление и синтез ядер. Ядерный реактор. Ядерная информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научноэнергетика. Термоядерные реакции. популярных статьях; Влияние ионизирующей радиации на живые использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и организмы. Доза излучения. повседневной жизни для: Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Демонстрации 17 Кол-во часов 6 ч. 4 ч. Содержание учебного материала Требования к предметным результатам 1. Фотоэффект. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и 2. Лазер. профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному 3. Счетчик ионизирующих частиц. учебному предмету. Контрольная работа №4 5. СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ В результате изучения раздела обучающийся должен: Солнечная система. Современные представления о знать/понимать: происхождении и эволюции Солнца и звезд. • смысл понятий: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная; Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения; Галактика. Представление о строении и эволюции • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на Вселенной. развитие физики; Демонстрации уметь: 1. Глобус звездного неба. • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение 2. Модель небесной сферы. небесных тел и искусственных спутников Земли; 3. Теллурий. • отличать гипотезы от научных теорий; приводить примеры, показывающие, 4. Звездные каталоги и карты. что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и 5. Изображения различных типов часов. теорий, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления 6. Фотографии телескопов для изучения излучения природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; в различных диапазонах. • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать 7. Фото мировых обсерваторий. информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно8. Фотография поверхности Луны популярных статьях; 9. Таблицы физических и орбитальных использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и характеристик планет. повседневной жизни для: 10. Глобус Луны. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и 11. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному 12. Схемы внутреннего строения звезд. учебному предмету. 13. Схемы термоядерных реакций в недрах звезд. 14. Схемы, иллюстрирующие модели Вселенной. 15. Таблица-схема основных этапов развития Вселенной. Резервное время 18 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основная литература 1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.: ил. – (Классический курс). 2. Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 432 с.: [4] л. ил. – (Классический курс). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. УМК «Физика. 10-11 классы. Базовый уровень» (Донецк: Истоки) УМК «Физика. 10-11 классы. Углубленный уровень» (Донецк: Истоки) Физика. 10 класс. Задания для оценивания учебных достижений учащихся / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Новикова Е.А., Шумакова О.М.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. Физика. 11 класс. Задания для оценивания учебных достижений учащихся / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Новикова Е.А., Шумакова О.М.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. Физика. 10 класс. Тетрадь для лабораторных работ / Сост. Охрименко Н.А., Саморокова Е.В., Выхрыстюк Н.Г. и др. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. Физика. 11 класс. Тетрадь для лабораторных работ / Сост. Охрименко Н.А., Саморокова Е.В., Выхрыстюк Н.Г. и др. ‒ ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. Физика. 10 класс (профильный уровень). Тетрадь для практикума /Сост. Дмитренко Н.А., Кучеренко М.В., Охрименко Н.А. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. Физика. 11 класс (профильный уровень). Тетрадь для практикума /Сост. Дмитренко Н.А., Кучеренко М.В., Охрименко Н.А. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. Дополнительная литература Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 19-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 366 с.: ил. — (Классический курс). Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 23-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 399 с. [4] л. ил. — (Классический курс). Рымкевич, А. П. Физика. Задачник. 10—11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2006. — 188, [4] с. : ил. — (Задачники «Дрофы») Физика. Электронный сборник задач. 10-11 классы / Сост. Блонский С.П., Охрименко Н.А., Саморокова Е.В. ‒ ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. Интернет-ресурсы 1. http://www.school.edu.ru - официальный сервер российского школьного образования. 2. http://festival.1september.ru ‒ Фестиваль педагогических идей «1 сентября» ‒ самый массовый педагогический форум в России, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании. 19 3. http://www.riis.ru ‒ Международная образовательная ассоциация. Задачи ‒ содействие развитию образования в различных областях. 4. https://www.metod-kopilka.ru/fizika.html ‒ видеоуроки, презентации, конспекты, тесты, планирование и др. материалы по физике. 5. http://sverh-zadacha.ucoz.ru/index/0-76 ‒ учебные фильмы по физике по разделам. 6. http://metodportal.ru/articles/srednjaja-shkola ‒ методический портал. 7. https://simplescience.ru/collection/video ‒ физические опыты в быту. 8. https://resh.edu.ru ‒ Российская электронная школа 20