Приложение 10 к РООП НОО Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «23» 08. 2022 года № 9 «Утверждаю» Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Приказ от «23» 08.2022 года № 141 Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) для _1 - 4_ классов 1 класс 1 час в неделю (всего 33 часа) 2 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) 3 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) 4 класс 1 час в неделю (всего 34 часа) (срок реализации 4 года) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В. Учитель Просоедова И.В. Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов 2022г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................................................4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ....6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 12 1 КЛАСС ........................................................................................................................................................ 12 2 КЛАСС ........................................................................................................................................................ 13 3 КЛАСС ........................................................................................................................................................ 15 4 КЛАСС ........................................................................................................................................................ 17 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Физическая культура» (1 – 4 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022г. № 21-НП (зарегистрировано в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, регистрационный № 5055 от 05.04.2022г.); ✓ Примерной основной образовательной программы начального общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 № 571); ✓ Учебного плана МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района (утвержден Приказом МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✓ Примерная рабочая программа начального общего образования «Физическая культура» (для 1 - 4 классов образовательной организации) (рекомендована решением научно – методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3) Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, Донецкой Народной Республики, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. 3 Место предмета «Технология» в учебном плане Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе составляет 402 ч (три часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 99 ч; 2 класс — 102 ч; 3 класс — 102 ч; 4 класс — 102 ч.: по 2 часа в неделю в основном расписании и 1 час в неделю – внеурочная деятельность. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Подвижные и спортивные игры Считалки для самостоятельной организации подвижных игр Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО 2 класс Подвижные игры Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол, футбол) Прикладно-ориентированная физическая культура. Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО Развитие основных физических качеств средствами подвижных и спортивных игр Прикладно-ориентированная физическая культура. Дзюдо. Знакомство с дзюдо. Развитие основных физических качеств средствами Дзюдо. Страховки и самостраховки. Понятия: стойки, захваты передвижения. Взаимодействия в парах по заданию. Материал 6КЮ дзюдо. Разучивание простых действий борьбы (тяни-толкай). Рэй (rei) - приветствие (поклон). Тачи рэй (tachi rei) - приветствие стоя. Дза рэй (za rei) - приветствие на коленях. Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО средствами вида спорта Дзюдо. 3 класс Подвижные и спортивные игры. Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча; ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача; приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча; удар по неподвижному футбольному мячу. Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических 4 качеств средствами базовых видов спорта Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Прикладно-ориентированная физическая культура. Дзюдо. Развитие основных физических качеств средствами Дзюдо. Техника безопасного падения. Понятие левая, правая стойки. Изучение основных позиций рук, ног и положения тела в классическом захвате и стойке. Знакомство с простыми движениями в парах, в захвате кимоно. Взаимодействия в парах по заданию на татами. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 4 класс Подвижные и спортивные игры Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми Подвижные игры общефизической подготовки Волейбол: нижняя боковая подача; приём и передача мяча сверху; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Прикладно-ориентированная физическая культура. Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Прикладно-ориентированная физическая культура. Дзюдо. Развитие основных физических качеств средствами дзюдо. Техника безопасного падения. Техника подсечек. Техника подсадов. Техника зацепов. 5 КЮ дзюдо. Простые задания в борьбе стоя и лёжа. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО средствами дзюдо. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими и народа Донбасса социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе: —становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, Донбасса, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; —формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; —проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; —уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; —стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; —проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения По окончании первого года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: —находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; —устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; —сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; —выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений; коммуникативные УУД: —воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; —высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние самостраховки на профилактику травматизма, гигиенических процедур на укрепление здоровья; —управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения 6 подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других учащихся и учителя; —обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей; регулятивные УУД: —выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; —выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; —проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности По окончании второго года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: —характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки; —понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья, между самостраховкой и профилактикой травматизма; —выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение; —обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки; —вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения; коммуникативные УУД: —объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм школьников (в пределах изученного); —исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях; —делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности; регулятивные УУД: —соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, уроки с элементами самостраховки на основе вида спорта дзюдо, занятия лыжной и плавательной подготовкой, дзюдо); —выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя; —взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим учащимся; —контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок По окончании третьего года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: —понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях; —объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой; —понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок; —обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила 7 поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению травматизма и нарушения осанки; —вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам); коммуникативные УУД: —организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения, обеспечивать самостраховку во время выполнения физических упражнений; —правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий; —активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта; —делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой; регулятивные УУД: —контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами; —взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр; —оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение По окончанию четвёртого года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: —сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности; —выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению; —объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости; коммуникативные УУД: —взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога; —использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и учащимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств; —оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой; регулятивные УУД: —выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий; —самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; —оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО. 8 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс К концу обучения в первом классе обучающийся научится: —приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня; —соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий; —выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток; —анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её нарушения; —демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному; выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения; —демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами; —демонстрировать элементы самостраховки: отбивы из конечного положения лежа при падении на спину, на бок; —передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок); —играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью 2 класс К концу обучения во втором классе обучающийся научится: —демонстрировать примеры основных физических качеств и высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и физическим развитием; —измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за их изменениями; —выполнять броски малого (теннисного) мяча в мишень из разных исходных положений и разными способами, демонстрировать упражнения в подбрасывании гимнастического мяча правой и левой рукой, перебрасывании его с руки на руку, перекатыванию; —демонстрировать танцевальный хороводный шаг в совместном передвижении; —выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной амплитудой; в высоту с прямого разбега; —выполнять элементы самостраховки: перекаты и отбивы при падении на спину, на бок в группировке из положения лежа (на спине, на боку), сидя; —передвигаться на лыжах двухшажным переменным ходом; спускаться с пологого склона и тормозить падением; —организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных физических качеств, с использованием технических приёмов из спортивных игр, дзюдо; —выполнять упражнения на развитие физических качеств; —выполнять элементы Дзюдо в рамках прикладно-ориентированной физической культуры, демонстрировать стойки, захваты передвижения, взаимодействия в парах по заданию. Материал 6-КЮ дзюдо. 3 класс К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: —соблюдать правила во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений; легкоатлетической, лыжной, игровой и плавательной подготовки, самостраховки на основе вида спорта дзюдо, дзюдо; —демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение на занятиях 9 физической культурой; —измерять частоту пульса и определять физическую нагрузку по её значениям с помощью таблицы стандартных нагрузок; —выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, объяснять их связь с предупреждением появления утомления; —выполнять движение противоходом в колонне по одному, перестраиваться из колонны по одному в колонну по три на месте и в движении; —выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен и изменением положения рук, поворотами в правую и левую сторону; двигаться приставным шагом левым и правым боком, спиной вперёд; —передвигаться по нижней жерди гимнастической стенки приставным шагом в правую и левую сторону; лазать разноимённым способом; —демонстрировать прыжки через скакалку на двух ногах и попеременно на правой и левой ноге; —демонстрировать упражнения ритмической гимнастики, движения танцев галоп и полька; —выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью, прыжки в длину с разбега способом согнув ноги, броски набивного мяча из положения сидя и стоя; —выполнять элементы самостраховки: отбивы в группировке из положения лежа на спине, на боку. Падение из положения сидя, упора присев на спину, на бок; —выполнять элементы Дзюдо в рамках прикладно-ориентированной физической культуры: основные позиции рук, ног и положения тела в классическом захвате и стойке, взаимодействия в парах по заданию на татами; —передвигаться на лыжах одновременным двухшажным ходом, спускаться с пологого склона в стойке лыжника и тормозить плугом; —выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и движении); волейбол (приём мяча снизу и нижняя передача в парах); футбол (ведение футбольного мяча змейкой), бадминтон (игровые стойки в бадминтоне. Подводящие упражнения к игре и основные технические приемы игры); —выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях 4 класс К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: —объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины; —осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; —приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости; —приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, самостраховкой на основе вида спорта дзюдо, лыжной и плавательной подготовкой, дзюдо, бадминтоном; —проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости; —демонстрировать акробатические комбинации из 5-7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя); —демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания; —демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение; 10 —выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием; —выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность; —демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору учащегося); —выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности; —демонстрировать технические приемы самостраховки на основе вида спорта дзюдо: падение на спину, на бок из упора присев в группировке с хлопком ладонями; —выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях; —выполнять освоенные технические действия игры бадминтон; —выполнять элементы Дзюдо в рамках прикладно-ориентированной физической культуры: основные позиции рук, ног и положения тела в классическом захвате и стойке, взаимодействия в парах по заданию на татами. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (33 часа; 1 час в неделю) Программные учебные разделы и темы Подвижные и спортивные игры Прикладноориентированная физическая культура (18 ч) Программное содержание Считалки для самостоятельной организации подвижных игр Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Характеристика деятельности учащихся Тема «Подвижные игры» (объяснение учителя, видеоматериал): -разучивают считалки для проведения совместных подвижных игр; используют их при распределении игровых ролей среди играющих; -разучивают игровые действия и правила подвижных игр, обучаются способам организации и подготовки игровых площадок; -обучаются самостоятельной организации и проведению подвижных игр (по учебным группам); -играют в разученные подвижные игры Рефлексия: демонстрация прироста показателей физических качеств к нормативным требованиям комплекса ГТО 12 2 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю) Программные учебные Программное содержание Характеристика деятельности учащихся разделы и темы Подвижные игры Подвижные игры с техническими Тема «Подвижные игры» (диалог с учителем, образцы технических действий, приёмами спортивных игр иллюстративный материал, видеоролики): (баскетбол, футбол) -наблюдают и анализируют образцы технических действий игры баскетбол, выделяют трудные элементы и уточняют способы их выполнения; -разучивают технические действия игры баскетбол (работа в парах и группах); -разучивают правила подвижных игр с элементами баскетбола и знакомятся с особенностями выбора и подготовки мест их проведения; -организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении разученных подвижных игр с техническими действиями игры баскетбол; -наблюдают и анализируют образцы технических действий игры футбол, выделяют трудные элементы и уточняют способы их выполнения; -разучивают технические действия игры футбол (работа в парах и группах); -разучивают правила подвижных игр с элементами футбола и знакомятся с особенностями выбора и подготовки мест их проведения; -организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении разученных подвижных игр с техническими действиями игры футбол; -наблюдают и анализируют содержание подвижных игр на развитие равновесия, выделяют трудные элементы и уточняют способы их выполнения; -разучивают правила подвижных игр и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; -разучивают подвижные игры на развитие равновесия и участвуют в совместной их организации и проведении ПрикладноПодготовка к соревнованиям по Тема «Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО» (рассказ ориентированная комплексу ГТО учителя, образцы упражнений, видеоролики): физическая культура Развитие основных физических -знакомятся с правилами соревнований по комплексу ГТО и совместно обсуждают его (24 ч) качеств средствами подвижных и нормативные требования, наблюдают выполнение учителем тестовых упражнений спортивных игр комплекса, уточняют правила их выполнения; -совершенствуют технику тестовых упражнений, контролируют её элементы и правильность выполнения другими учащимися (работа в парах и группах); -разучивают упражнения физической подготовки для самостоятельных занятий: -развитие силы (с предметами и весом собственного тела); -развитие выносливости (в прыжках, беге и ходьбе); 13 Программные учебные разделы и темы Дзюдо Программное содержание Характеристика деятельности учащихся Понятие борьбы. Общие сведения по дзюдо. Правила предупреждения травматизма во время занятий дзюдо: организация мест занятий по дзюдо, подбор одежды, обуви и инвентаря. Прикладноориентированная физическая культура. Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Комплексы упражнений для развития физических качеств на основе элементов дзюдо. Приветствие учителя, друг друга. (поклон-РЭЙ). Знакомство с дзюдо. Страховки и самостраховки. Основы техники борьбы в стойке и борьбы лёжа. Понятия: стойки, захваты передвижения. Материал 6-КЮ дзюдо. Разучивание простых действий борьбы (тяни-толкай). -развитие равновесия (в статических позах и передвижениях по ограниченной опоре); -развитие координации (броски малого мяча в цель, передвижения на возвышенной опоре) Рефлексия: демонстрация прироста показателей физических качеств к нормативным требованиям комплекса ГТО Тема «Дзюдо» (рассказ учителя, образцы упражнений, видеоролики): -знакомятся с общими сведениями по дзюдо, с ритуалами дзюдо, правилами предупреждения травматизма во время занятий дзюдо: организации мест занятий по дзюдо, подбора одежды, обуви и инвентаря, с понятиями: стойки, захваты передвижения; -выполняют комплексы упражнений для развития физических качеств на основе элементов дзюдо; -знакомятся с требованиями выполнения 6-КЮ дзюдо. -разучивают: стойки, захваты передвижения. Материал 6-КЮ дзюдо, простые действия борьбы (тяни-толкай). -выполняют приветствие: • Рэй (rei) - приветствие (поклон) • Тачи рэй (tachi rei) - приветствие стоя • Дза рэй (za rei) - приветствие на коленях -выполняют: элементы страховки и самостраховки; -владеют: техникой безопасного падения; -анализируют и выполняют простые движения в парах, в захвате кимоно, взаимодействия в парах по заданию на татами: приставной шаг в сторону, двойной приставной шаг в сторону, приставной шаг вперед с правой, левой ноги, передвижения вперёд-назад, основы техники борьбы в стойке и борьбы лёжа. -исполняют повороты для выведения противника из равновесия. -выполняют упражнения для укрепления "моста", акробатические упражнения, основы техники борьбы в стойке и борьбы лёжа. 14 3 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю) Программные учебные Программное содержание разделы и темы Подвижные Подвижные игры на точность и спортивные игры движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки Прикладноориентированная физическая культура (24 ч) Дзюдо Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Борьба дзюдо как самозащита. Основы техники и тактики дзюдо. Значение соблюдения правил гигиены для борца, гигиена одежды и обуви. Техника безопасности при занятиях дзюдо. Приветствие учителя, другдруга. (поклон-РЭЙ). Понятие левая, правая стойки. Изучение основных позиций рук, ног и положения тела в классическом захвате и стойке. Передвижения в данных положениях. Смена различных позиций рук Характеристика деятельности учащихся Тема «Подвижные игры с элементами спортивных игр» (диалог с учителем, образцы технических действий, иллюстративный материал, видеоролики): -разучивают правила подвижных игр, условия их проведения и способы подготовки игровой площадки; -наблюдают и анализируют образцы технических действий разучиваемых подвижных игр, обсуждают особенности их выполнения в условиях игровой деятельности; -разучивают технические действия подвижных игр с элементами игры баскетбола, волейбола, футбола; -разучивают технические действия подвижных игр с элементами лыжной подготовки; -играют в разученные подвижные игры Рефлексия: демонстрируют приросты показателей физических качеств к нормативным требованиям комплекса ГТО Тема «Дзюдо» (рассказ учителя: борьба дзюдо как самозащита, основы техники и тактики дзюдо, значение соблюдения правил гигиены для борца, гигиена одежды и обуви. Техника безопасности при занятиях дзюдо. Приветствие учителя, друг друга. (поклон-РЭЙ). Образцы упражнений, видеоролики): -знакомятся с основами техники и тактики дзюдо, с ритуалами дзюдо, правилами предупреждения травматизма во время занятий дзюдо: общими сведениями о соблюдении правил гигиены для борца, гигиене одежды и обуви -выполняют упражнения специальной физической подготовки • элементы страховки и самостраховки, технику безопасного падения. • отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага; • перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг против друга; • перетаскивание из положения, сидя, ноги врозь, упираясь ступнями; • выталкивание с татами, сидя спиной друг к другу, упираясь ногами, руками; • упражнения на координацию движений; • движения в заданном ритме и темпе; • подметающие движения стопами ног, без предмета и с предметами (набивные мячи, мелкие бумажки и т.д.); 15 отдельно каждой и обеими с одновременным поворотом головы. (повороты, входы в приём и т.д.) Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (пояс, мячики, ленты, пр.). Специально-подготовительные и подводящие упражнения для освоения техники 6,5 -КЮ дзюдо. Основные позиции рук, ног и положения тела в классическом захвате и стойке, взаимодействия в парах по заданию на татами • наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения; • сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы; • резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя; • одновременная работа руками и ногами: выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т.д. • наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку); • наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени; • наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс; • повороты туловища с передачей предмета (пояс, мячи); • опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен; • приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч), пр. движения. -знакомятся с основными позициями рук, ног и тела в классическом захвате и стойке, простыми движениями в парах, в захвате кимоно; -выполняют взаимодействия в парах по заданию на татами: приставной шаг в сторону, двойной приставной шаг в сторону, приставной шаг вперед с правой, левой ноги, передвижения вперёд-назад; -отрабатывают базовые движения различными частями тела и со сменой позиций захватов рук и ног (стоек); -выполняют в классической (лево-право сторонней) стойке, дзюдо повороты для выведения противника из равновесия; -осваивают технику выполнения подсадов (с партнёром и без), технику поворотов (входа в приём) без движения и в движении -выполняют: специально-подготовительные и подводящие упражнения для освоения техники 6,5 -КЮ дзюдо; простые передвижения в борьбе в захвате, для выведения из равновесия, простые борцовские действия; борьбу за захват с простыми передвижениями и преследованием противника в партере на удержание. 16 4 КЛАСС (34 часа; 1 час в неделю) Программные учебные Программное содержание разделы и темы Подвижные Предупреждение травматизма на и спортивные игры занятиях подвижными играми Подвижные игры общефизической подготовки Волейбол: нижняя боковая подача; приём и передача мяча сверху; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди, с места; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности Футбол: остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности Характеристика деятельности учащихся Тема «Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми» (учебный диалог, иллюстративный материал, видеоролик): -обсуждают возможные травмы при выполнении игровых упражнений в зале и на открытой площадке, анализируют причины их появления, приводят примеры способов профилактики и предупреждения; -разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях подвижными и спортивными играми Тема «Подвижные игры общефизической подготовки» (диалог учителя, иллюстративный материал, видеоролик): -разучивают правила подвижных игр, способы организации и подготовку мест проведения; -совершенствуют ранее разученные физические упражнения и технические действия из подвижных игр; -самостоятельно организовывают и играют в подвижные игры Тема «Технические действия игры волейбол» (учебный диалог, образец учителя, иллюстративный материал, видеоролики): -наблюдают и анализируют образец нижней боковой подачи, обсуждают её фазы и особенности их выполнения; -выполняют подводящие упражнения для освоения техники нижней боковой подачи: 1 — нижняя боковая подача без мяча (имитация подачи); 2 — нижняя боковая подача в стенку с небольшого расстояния; 3 — нижняя боковая подача через волейбольную сетку с небольшого расстояния; -выполняют нижнюю боковую подачу по правилам соревнований; -наблюдают и анализируют образец приёма и передачи мяча сверху двумя руками, обсуждают её фазы и особенности их выполнения; -выполняют подводящие упражнения для освоения техники приёма и передачи мяча сверху двумя руками: 17 Программные учебные разделы и темы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся — передача и приём мяча двумя руками сверху над собой, стоя и в движении; — передача и приём мяча двумя руками сверху в парах; — приём и передача мяча двумя руками сверху через волейбольную сетку; -выполняют подачу, приёмы и передачи мяча в условиях игровой деятельности Тема «Технические действия игры баскетбол» (учебный диалог, образец учителя, иллюстративный материал, видеоролики): -наблюдают и анализируют образец броска мяча двумя руками от груди, описывают его выполнение с выделением основных фаз движения; -выполняют подводящие упражнения и технические действия игры баскетбол: 1 — стойка баскетболиста с мячом в руках; 2 — бросок баскетбольного мяча двумя руками от груди (по фазам движения и в полной координации); 3 — бросок мяча двумя руками от груди с места после его ловли; -выполнение броска мяча двумя руками от груди с места в условиях игровой деятельности Тема «Технические действия игры футбол» (учебный диалог, образец учителя, иллюстративный материал, видеоролики): -наблюдают и анализируют образец техники остановки катящегося футбольного мяча, описывают особенности выполнения; -разучивают технику остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы после его передачи; -разучивают удар по мячу с двух шагов, после его остановки; -выполняют технические действия игры футбол в условиях игровой деятельности Развитие основных физических Рефлексия: демонстрируют приросты показателей физических качеств к нормативным качеств средствами базовых видов требованиям комплекса ГТО спорта Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО Дзюдо, как часть общей культуры Тема «Дзюдо» (рассказ учителя: дзюдо, как часть общей культуры человечества, традиции человечества, традиции и обычаи и обычаи в национальных видах единоборств, техника безопасности во время занятий в национальных видах дзюдо; образцы упражнений, видеоролики): единоборств. Техника -знакомятся с основами техники и тактики дзюдо, со способами развития основных безопасности при занятиях дзюдо. физических качеств средствами дзюдо. Развитие основных физических -выполняют упражнения специальной физической подготовки: качеств средствами дзюдо. − элементы страховки и самостраховки, технику безопасного падения. Отталкивания Техника безопасного падения. руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага; перетягивание одной рукой, стоя Техника подсечек. Техника правым (левым) боком друг против друга; перетаскивания из положения, сидя, ноги врозь, подсадов. Техника зацепов. 5 КЮ − акробатические упражнения. Комплексы упражнений для развития координации и дзюдо. Простые задания в борьбе равновесия. 18 1 2 3 Прикладноориентированная физическая культура Прикладноориентированная физическая культура Дзюдо Программные учебные разделы и темы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся стоя и лёжа. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО средствами дзюдо. -разучивают технику подсечек, подсадов, зацепов, 5 КЮ дзюдо; -выполняют простые задания в борьбе стоя и лёжа: − захваты руками, стойки, фазы входа в приём. − все фазы броска в движении и на месте. -выполняют страховку и самостраховку, простые задания в борьбе стоя, простые задания в борьбе лёжа (удерживающие захваты, уходы от них, перевороты и т.д.), связки бросокпреследование в партере-удержание; -выполняют взаимодействие в парах с разными партнёрами. 19 20