Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «30» 08. 2021_ года № _6_ «Утверждаю» Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_ Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» для _10 - 11_ классов 10 класс 0,5 часа в неделю (всего 17,5 часов) 11 класс 0,5 часа в неделю (всего 17,5 часов) (срок реализации 2 года) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__ Учитель Сердюкова О.Д. 2021г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ........................................................ 10 10 КЛАСС .......................................................................................................... 10 11 КЛАСС .......................................................................................................... 12 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Родной (русский) язык» (10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 80-НП); ✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2020 № 682); ✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР (утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык». 10-11 классы. Базовый уровень / сост. Зарицкая В.Г., Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Рубинская Н.О. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 45 с. Цели и задачи Изучение предмета «Родной язык» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родного языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России и Донецкой Народной Республики; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение родным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях родного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах родного языка; об основных нормах родного языка; о национальной специфике родного языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Изучение предмета «Родной язык» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования обеспечивает достижение следующих задач: качественное повышение уровня речевой культуры; формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуациями общения; повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей 3 составляющей духовного богатства народа; формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения. Главное предназначение учебного предмета «Родной (русский) язык» – формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. В преподавании русского языка культурно-исторический подход всегда был и остаётся одним из важнейших ориентиров формирования и целей, и содержания обучения. В курсе же родного (русского) языка историкокультурный подход становится ведущим, поскольку его содержание ориентировано прежде всего на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается включение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений обучающихся о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов РФ и мира. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурноисторическому опыту человечества. Родной русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения русским родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение родному русскому языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру обучающегося. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной 4 (русский) язык» Содержание учебного предмета «Родной язык» на базовом и углубленном уровнях направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации. Предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям родного языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета «Родной язык» отражает социокультурный контекст существования родного языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Основные содержательные линии (блоки) программы учебного предмета «Родной язык» на базовом и углубленном уровнях: в первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры своего народа, национально-культурную специфику родного языка, обеспечит овладение нормами речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах других народов России, Донецкой Народной Республики и мира, овладение культурой межнационального общения; второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию родного языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм родного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям родного языка и совершенствование умений пользоваться ими; в третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Место предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение предмета «Родной (русский) язык» в 10-м и 11-м классах в объеме 35 часов за уровень образования: по 0,5 часа в неделю в каждом классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта): 1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с. 2. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с. 5 3. Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др.]; под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с. 4. Михайлов О. Н. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / [О.Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др.]; под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016. – 431 с. Количество контрольных работ Класс Количество проверочных работ Количество контрольных работ 10 3 11 3 1 1 При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить: сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и 6 осознание исторической преемственности поколений; свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов: «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать: сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. В результате изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах родного языка (литературный язык, просторечие, 7 народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы родного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей родного языка; использовать синонимические ресурсы родного языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии родного языка и истории языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; 8 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах родного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Личностные результаты: - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; - увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка. Метапредметные результаты: - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Предметные результаты: - умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения крылатых выражений; фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли 9 заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; - осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; - овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; - использование различных словарей, в том числе мультимедийных; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 1. Язык и культура Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Родной язык в современном мире. Язык в диалоге культур. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в родном языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами писателей. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы родного языка. Основные лексические нормы родного языка. Основные грамматические нормы родного литературного языка. Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности Текст как единица языка и речи, Текст как явление культуры. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Язык художественной литературы. 10 10 КЛАСС (17,5 часов в год; 0,5 часа в неделю) № урока Тема. Основное содержание Язык и культура 1. Русский язык как хранитель духовных ценностей нации 2. Использование диалектов, просторечий в художественной литературе 3. Роль родного языка в жизни человека Основные функции языка 4. Речевое общение как социальное явление Речевая ситуация Интернет как средство связи 5. Проверочная работа* Культура речи 6. Язык, жесты, мимика Невербальные средства общения в художественной литературе Виды графических знаков в текстах и повседневной жизни человека 7. Монолог, диалог, полилог в художественной литературе Полилог интернет-чата 8. Основные условия эффективного общения Интерактивное общение с помощью интернета Коммуникативный барьер 9. Диалектное произношение как одна из причин коммуникативных затруднений Речевые ошибки. Особенности невербальных средств общения 10. * Проверочная работа Речевая деятельность. Текст. 11. Речь устная и письменная Устная речь как формы речевого общения Устная речь как формы речевого общения Роль интонации в устной речи 12. Письменная речь как формы речевого общения, основные требования к письменному тексту Виды речевой деятельности Роль чтения в развитии родного языка Роль аудирования в развитии родного языка 13. Основные способы переработки прочитанного или прослушанного текста Основные способы переработки прочитанного или прослушанного текста Кол-во часов 5 часов 1 1 1 1 1 5 часов 1 1 1 1 1 6 часов 1 1 1 14. Говорение как вид речевой деятельности Письмо как вид речевой деятельности Повторение и обобщение изученного 1 15. * Проверочная работа 16. Контрольная работа 17. Резерв Всего 1 1 1,5 часа 17,5 часов 11 11 КЛАСС (17,5 часов в год; 0,5 часа в неделю) № урока Тема. Основное содержание Язык и культура 1. Язык как составная часть национальной культуры 2. Концепт, прецедентные тексты, лингвокультурология 3. Безэквивалентная лексика 4. Язык и культура * Проверочная работа Культура речи 5. Культура речи как раздел лингвистики 6. Языковой компонент культуры речи 7. Коммуникативный компонент культуры речи 8. Этический компонент культуры речи * Проверочная работа Речевая деятельность. Текст. 9. Функциональные разновидности русского языка 10. Разговорная речь 11. Официально-деловой стиль 12. Научный стиль речи 13. Публицистический стиль речи 14. Язык художественной литературы 15. Повторение и обобщение изученного * Проверочная работа 16. Контрольная работа 17. Резерв Всего 12 Кол-во часов 4 часа 1 1 1 1 4 часа 1 1 1 1 8 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1,5 часа 17,5 (15+1КР+1,5Р) УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическая литература 1. Русский родной язык: 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2021. 2. Русский родной язык: 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2021. 3. Львова С. И. Обучение русскому языку в 10—11 классах (базовый и углублённый уровни). Методические рекомендации. Предметная линия учебников С. И. Львовой и В. В. Львова /С. И. Львова, В. В. Львов. — 2-е изд., испр. — М. : Мнемозина, 2020. — 205 с. 4. Русский язык. 10 класс. Львова С. И., Львов В. В. (базовый и углубленный уровень) Изд. «Мнемозина» Предметная линия учебников С. И. Львовой и В. В. Львова /С. И. Львова, В. В. Львов. — 2-е изд., испр. — М. : Мнемозина, 2019. 5. Русский язык. 11 класс. Львова С. И., Львов В. В. (базовый и углубленный уровень) Изд. «Мнемозина» Предметная линия учебников С. И. Львовой и В. В. Львова /С. И. Львова, В. В. Львов. — 2-е изд., испр. — М. : Мнемозина, 2019. 6. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 7. Горшков А.И. Русская словесность. Сб. задач и упражнений.10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 8. Горшков А.И. Основы русской словесности: От слова к словесности. Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений «Русская словесность. 10-11 классы» – М.: Просвещение, 2008. 9. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. 10-11 класс. Учебное пособие. – М.: САГА, 2005. – 279 с. 10. Колпаков А.Ю., Трухина С.В. (2019). Введение предметов «Русский родной язык» и «Родная литература»: Видеоклип. Вебинар] // YouTube. 10 апреля. – URL: https://www.youtube.com/ watch?v=KH-siSidjIY&feature=youtu.be. – Загл. с экрана. 11. Линия УМК «Русский родной язык. 1–9 класс» // Просвещение. Официальный интернетмагазин: сайт. – URL: https://shop. prosv.ru/search?q=русский+родной+язык. – Загл. с экрана. 12. Литературное чтение на родном языке. 4 класс // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: сайт. – URL: https:// nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2018/11/26/literaturnoechtenie-na-rodnom-yazyke-4-klass. – Загл. с экрана. 13. Методические рекомендации по введению курса русского родного языка и литературы в практику работы образовательных организаций // Брянский городской информационнометодический центр: сайт. – URL: http://bgimc32.ru/fgos-oo/metodicheskierazrabotki . – Загл. с экрана. 14. Методические рекомендации по вопросу преподавания предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» на уровнях начального и основного общего образования // Кафедра гуманитарного образования: сайт. – URL: http://kgo.ucoz.ru/index/0-31. – Загл. с экрана. 15. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayarabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnojyazyk-dlyaobshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov. 16. Русский родной язык для 5-9 классов; под ред. Вербицкой Л.А. Авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г. 13 Пособия 1. Антология художественных концептов русской литературы XX века / редакторы и авторы-составители Т.И. Васильева, Н.Л. Карпичева, В.В. Цуркан. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 355 с. 2. Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. – 2020. – Июль (14). – С. 55 – 62. 3. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности: в 2 т. / В.В. Колесов, Д.В. Колесова, А.А. Харитонов. – СПб.: Златоуст, 2014. – 592 с. 4. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте / В.В. Колесов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. – 619 с. 5. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. – Москва: Знак: Языки славянской культуры, 2007. – 229 с. 6. Крысин Л.П. Жизнь слова: книга для учащихся / Л.П. Крысин. – Москва: ООО ТИД «Русское слово», 2008. – 176 с. 7. Крысин Л.П. Язык в современном обществе: книга для учащихся / Л.П. Крысин. – Москва: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 208 с. 8. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь: вып. 1. / под ред. И.В. Захаренко, В.В. Красных, Д.Б. Гудкова. – Москва: Гнозис, 2004. – 318 с. 9. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: пособие для учащихся / Л.И. Скворцов. – Москва: Просвещение, 2007. – 160 с. 10. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов / Г.Г. Слышкин. – Москва: «Академия», 2000. – 139 с. 11. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. – Москва: Языки славянской культуры, 1997. – 989 с. 12. Шерстобитова И.А. Концептный анализ русской и родной литератур. Русский язык как неродной: новое в теории и методике: материалы IV междунар. науч.-метод. конф. (Москва, 16 мая 2014 г.) / редкол.: М.С. Берсенева [и др.]. Вып. 4. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 372 с. Интернет-ресурсы Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru Лингвистика для обучающихся. URL: http://www.lingling.ru Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorumruscorpora.ru Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru 14 Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya Учительская газета. URL: http://www.ug.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru Технические средства обучения 1. Мультимедийный компьютер с акустическими колонками, микрофоном и наушниками, пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). 2. Мультимедиапроектор. 3. Экран на штативе или навесной. 15