Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «30» 08. 2021_ года № _6_ «Утверждаю» Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_ Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» для _10 - 11_ классов 10 класс 1 час в неделю (всего 35 часов) 11 класс 1 час в неделю (всего 35 часов) (срок реализации 2 года) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__ Учитель Сердюкова О.Д. 2021г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 6 10 КЛАСС ............................................................................................................ 6 11 КЛАСС .......................................................................................................... 12 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 14 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Родная (русская) литература» (10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 80-НП); ✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2020 № 682); ✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР (утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); ✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература». 10-11 классы. Базовый уровень / сост. Зарицкая В.Г., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 43 с. Цели и задачи Изучение учебного предмета «Родная литература» должно обеспечить достижение следующих целей: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы; формирование познавательного интереса к родной литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта своего народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение родной культуры; развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Учебный предмет «Родная литература» направлен на решение следующих задач: приобщение к литературному наследию своего народа в контексте единого исторического и культурного пространства Российской Федерации, диалога культур всех народов России и Донецкой Народной Республики; осознание роли родной литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; выявление взаимосвязи родной литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры народа в родной литературе; получение знаний о родной литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов России и Донецкой Народной Республики, их взаимовлияния; выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; формирование опыта общения с произведениями родной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной литературы; формирование потребности в систематическом чтении произведений родной литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека 3 и общества, многоаспектного диалога; развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной язык» и способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной компетенции. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. Объединяющим принципом для содержания предмета «Родная литература» является культурно-исторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру своего народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле родной литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой существования родной культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека. Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета «Родная литература», отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Место предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение предмета «Родная (русская) литература» изучается в 10-м и 11-м классах в объеме 140 часов за уровень образования: по 2 часа в неделю в каждом классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта): 1. Родная русская литература Учеб. для общеобразоват. организаций. 10-11 классы / Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф. Количество контрольных работ Класс Количество проверочных работ* Количество контрольных работ** 10 3 11 3 1 1 При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается 4 применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная литература» являются: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. КОДИФИКАТОР УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 1. Находить и извлекать информацию. 1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.). 1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации. 1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. 1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. 1.3. Определять наличие/отсутствие информации. 5 2. Интегрировать и интерпретировать информацию. 2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.). 2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста). 2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. 2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.). 2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. 2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. 2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение). 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста. 3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора. 3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов. 3.3. Понимать назначение структурной единицы текста 3.4. Оценивать полноту, достоверность информации. 3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. 3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА На уровне среднего общего образования предложен модульный принцип формирования программы по учебному предмету «Родная литература» (на базовом и углубленном уровнях): структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей Родины, её культурой и традициями: Проблемно-тематические блоки: «Личность», «Личность и семья», «Личность – общество – государство», «Личность – природа – цивилизация». Блоки могут объединяться в зависимости от количства часов и выбора учителя. Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности). Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология). Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода 6 человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего). Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия родной литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости. Региональный компонент может стать основой программы учебного предмета «Родная литература». Объектами и задачами учебного предмета «Родная литература» на базовом и углублённом уровнях могут быть культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателейземляков; духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений писателей Донбасса; анализ различных видов текстов; научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, основанная на фактах жизни и творчества писателей Донбасса; конкурсное движение школьников (литературное творчество); работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами; взаимодействие с Союзом писателей Донецкой Народной Республики, «Русским центром», с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д. В программе «Родная (русская) литература» приводится список произведений, из которого учитель может выбрать для изучения в зависимости от выделенных часов и подготовки обучающихся. 10 класс 1. Алексеев Михаил «Хлеб – имя существительное», «Драчуны» 2. Алексин А. Безумная Евдокия». На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего» 3. Алексин Анатолий «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своём. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже если они братья. 4. Астафьев В. П. «Последний поклон» (рассказы по выбору) «Последний поклон» В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни. 5. Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится». Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть, есть душа растений»; нетрудно понять язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность принесёт радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами. 6. Бакланов Григорий «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке. 7. Бондарев Юрий «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?) 8. Бунин И.А. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе. 7 9. Бунин Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта. Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни. 10. Васильев Борис «Летят мои кони...». Роль учителя в жизни человек, воспитание граждан Отечества. Роль истории в жизни человека и общества. 11. Вертель Л. «Моя вторая родина». Темаразрушения деревенского уклада жизни, разрыва связи между поколениями людей, разрушения традиций. 12. Гаршин В.М. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе. 13. Геласимов А. "Нежный возраст" Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине. Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей. 14. Григорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. 15. Грин Александр «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения. 16. Грин Александр «Победитель». Тема искусства. Надежды, связанные с победой в конкурсе. Восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Проблема выбора: оставить скульптуру или уничтожить. Ответственность за принятое решение. 17. Довлатов Сергей «Наши». Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны. 18. Домбровский Ю.О. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах. 19. Дудинцев В. «Белые одежды» 20. Екимов Борис «Глядя на солнце». Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами. 21. Екимов Борис «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку. 22. Екимов Борис «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек в состоянии понять другого, однако равнодушное отношение к тем, кто нуждается во внимании к себе, недопустимо. 23. Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. 8 24. Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем. 25. Зайцев Борис «Жизнь Тургенева». Творческая биография в русской литературе 26. Замятин Евгений «Обезьяний язык» 27. Каверин В. «Два капитана» «Два капитана» — роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории. Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей. Теория литературы 28. Кассиль Лев «Дорогие мои мальчишки». Жизнь подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. История трудностей, опасностей и приключений - выдуманных и реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости – о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах. 29. Кронгауз М. «Русский язык на грани нервного срыва» 30. Крупин В.Н. «Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим детям. 31. Кудрявцева Т. «Детский дом. Лёка». Очень страшно, когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу. 32. Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман. 33. Лесков Н.С. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. 34. Лесков Н.С. Произведения из народной жизни (введение в сферу художественного изображения новых пластов – быт духовенства, мещанства, российской провинции и т.д.); интерес к необычному, парадоксальному, курьезно-анекдотическому, различные формы сказа («Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник»). 35. Лиханов Альберт «Мой генерал». "Мой генерал" – так зовет пионер Антошка своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга, посвященная дружбе двух близких людей. 36. Мария Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» Автобиографический роман. Тема войны в литературе. Идеал материнства, самопожертвование и сострадание. 37. Мехед Г. «Скрипач» Грустная и одновременно светлая история о серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое. Музыка, которая «омывает души людей и воскрешает в них надежду». 38. Набоков Владимир «Слово». Набоков одним нравится за свой великолепный язык, которым он может лирично говорить даже о трагических событиях и чувствах, другим же он кажется уж слишком красивым и слащавым; пожалуй, оба мнения справедливы. Можно поразному воспринимать этот рассказ – как боль эмигранта за покинутую страну и ее судьбу, как наивную надежду на силу слова, способную вернуть утерянное счастье. Можно увидеть в этом набоковскую тоску по детству, по свежим, ярким и чистым чувствам, которые настигают 9 приливной волной, снова и снова увлажняя глаза, но оставляют по себе только мимолетные воспоминания, которые можно пытаться выразить лишь простыми земными словами. 39. Носов Евгений «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею. Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей. 40. Паустовский Константин «Бакенщик». Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения. 41. Паустовский Константин «Корзина с еловыми шишками». Тема искусства и влияния его на душу человека. Открытость Дагни, щедрость души и красота природы, отражённая в её глазах. Григ и его музыка. Звуки, живущие в доме Грига. Жизнь как возможность дарить любовь, добро, свет. 42. Паустовский Константин «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай, произошедший на фронте. 43. Паустовский Константин «Старый повар». Волшебная сила музыки. Композитор В.А. Моцарт, музыка которого делает людей счастливыми. Великая сила искусства, которому подвластно возродить даже навсегда утраченное. 44. Паустовский Константин «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. 45. Платонов Андрей «Иван Великий». Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чегото важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждаетважную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…» 46. Поляков Юрий «Сто дней до приказа». Когда повесть "Сто дней до приказа" была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная мужская дружба легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу. 47. Почивалин Н. «На природе» 48. Солженицын Александр Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере. 49. Солоухин Владимир «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала. 50. Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела. 51. Тендряков Владимир «Весенние перевертыши». Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы. 52. Толстая Татьяна «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди? 53. Толстой Алексей «Русский характер». Используя хорошо известную в литературе форму “рассказ в рассказе”, Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях — Егоре Егоровиче и Марье Поликарповне, о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа — личность. В основу «Русского характера», вошедшего в цикл «Рассказы Ивана Сударева», положены реальные факты и события. Здесь не одна и даже не две, 10 а несколько историй, услышанных писателем в разное время. И это дало возможность многое обобщить, суммировать и создать яркое произведение с запоминающимися характерами. 54. Улицкая Людмила «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество , болезни, страдания и смерть. 55. Успенский Григорий. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества. 56. Шмелёв Иван «Весенний плеск». Понятие антитезы. Противопоставление чужого мира и родного. Образ России в красках, звуках, запахах. Картины Кустодиева как выражение духа России. 57. Шмелёв Иван «Лето господне» Восприятие реальной жизни глазами ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев. Язык Шмелёва – это живая народная речь, отражение души России. 58. Шукшин Василий «Крепкий мужик». 59. Яковлев Юрий «Балерина политотдела». Во время войны человеку для выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух. 11 класс 1. В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я» 2. Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось» 3. Б.А. Ахмадулина. Стихотворния (по выбору учителя) 4. Л.Н. Мартынов. Стихотворния (по выбору учителя) 5. Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал» 6. Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы» 7. Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен» 8. А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры» 9. А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия» 10. Э.Веркин. Повесть «Облачный полк» 11. В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный» 12. Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…» 13. Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» 14. Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны» 15. Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей» 16. В.Ф. Тендряков. Рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» Тематический блок «Личность»: Человек и его внутренний мир 10 КЛАСС (35 часов в год; 1 час в неделю) Тема занятия Лиханов А. «Мой генерал» Улицкая Л. «Народ избранный» Екимов Б. «Говори, мама, говори» Железников В. «Чучело» 11 Количество часов 17 Грин А. «По закону» Толстая Т. «Легкие миры» «Личность и семья»: Человек, семья и общество «Личность – общество – государство», «Личность – природа – цивилизация»: Человек, природа, Родина и культура Литература края Бондарев Ю. «Взгляд» Бунин И. «Слепой» * Проверочная работа Алексин А. «Домашний совет» Бакланов Г. «Непорочное зачатие» Солоухин В. «Под одной крышей» Екимов Б. «Глядя на солнце» Екимов Б. «Еще не лето» Куприн А. «Святая ложь» Екимов Б. «Ночь исцеления» Тендряков В. "Люди или нелюди" Алексин А. «Безумная Евдокия» * Проверочная работа Платонов А. «Иван Великий» Васильев Б. «Летят мои кони» Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова» Астафьев В. «Затеси» Розов В. «Дикая утка» Симонов К. «Солдатская слава» Солоухин В. «Летний паводок» Астафьев В. «Худого слова и растение боится» Крупин В. «Сбрось мешок» Паустовский К. «Нет ли у вас молока?» Паустовский К. «Бакенщик» Яковлев Ю. «Балерина политотдела» * Проверочная работа родного Проект «Я читаю…» 20 20 12 Контрольная работа (сочинение) Моя золотая полка 1 11 КЛАСС (35 часов в год; 1 час в неделю) Тематический блок «Личность»: Человек и его внутренний мир Тема занятия Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я») Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова 12 Количество часов 17 Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» «Личность и семья», «Личность – общество – государство»: Человек, семья и общество «Личность – природа – цивилизация», «Личность – история – современность»: Человек, природа, Родина и культура * Проверочная работа Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятскиешлемоносцы» Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен» Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры» А.А. Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э. Веркина «Облачный полк» В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система * Проверочная работа Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики (Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…») Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» 20 20 * Проверочная работа Литература края родного Проект «Я читаю…» 12 Контрольная работа (сочинение) Моя золотая полка 13 1 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Интернет ресурсы http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия. https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь. https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка. http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре. http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы». http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература». https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека. https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв. https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов. Интернет-источники 1. http://lib.pushkinskijdom.ru / Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. На сайте размещены электронные версии изданий Пушкинского дома, а именно: Словарь книжников и книжности Древней Руси, Библиотека литературы Древней Руси, Труды Отдела древнерусской литературы; Русская литература. Век XVIII. Лирика, Русская литература. Век XVIII. Трагедия, Петр I в русской литературе XVIII века: Тексты и комментарии, Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век. Сб. 1–24. 1935–2004; Материалы к Пушкинской энциклопедии, Грибоедов. Энциклопедия. Еще один очень интересный для любого филолога раздел сайта: «Пушкин. Прижизненные публикации». Приводятся репринты прижизненных публикаций поэта в формате PDF. 2. http://www.ruscorpora.ru / – Национальный корпус русского языка. Информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Объем корпуса – более 140 миллионов слов. 3. http://philologos.narod.ru / – Материалы по теории языка и литературы. Обширная подборка учебников, монографий, научно-исследовательских Технические средства обучения 1. Мультимедийный компьютер с акустическими колонками, микрофоном и наушниками, пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). 2. Мультимедиапроектор. 3. Экран на штативе или навесной. 14 Произведения, которые рекомендуются к изучению в этом разделе (допускается замена произведений по выбору учителя) Содержание учебного материала Требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся 10 класс История донецкого края ✓ знает содержание в произведениях писателей произведения; Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и ✓ формулирует проблемы, творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в поставленные в соответствии с творчестве писателя. поставленным заданием; Леонид Губин. «Первопроходец». ✓ дает собственную оценку Илья Гонимов. «Старая Юзовка». произведению составляет тезисы Антон Чехов. «Русский уголь»: рассказ. лекции учителя, принимает участие в Викентий Вересаев. «Подземное царство»: очерки. беседе; Александр Куприн. «В недрах земли»: рассказ. ✓ делает сообщения по данной Константин. Паустовский. «Гостиница теме; "Великобритания"». Борис Горбатов. «Донбасс». Павел Байдебура. «Шахтерская честь». Олег Измайлов. «Донбасс для “чайников”». Лариса Черкашина. «В нашем городе». Виктор Шутов. «Смерти смотрели в лицо». Борис Белаш. «Убиенным воинам при битве на Катке». Писатели-краеведы Александр Гросов. «Откуда есть-пошёл Донецк изначальный». Николай Хапланов. «Памятник на Саур-Могиле», «Макеевка». Николай Колодяжный. Макеевский краевед. «Из истории родного края». Сборник статей по краеведению. Евгений Ясенов. «Город, который придумал Юз», «Прогулки по Донецку». * Краеведы, пишущие об истории городов, районных центров, посёлков, сёл Республики. Поэты-земляки-участники Великой Отечественной войны «И штык, и перо приближали Победу» Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Яростное противоборство добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в Лицо», романе Бориса Горбатова «Непокоренные», романе Александра Фадеева «Молодая гвардия». Владимир Труханов. «После освобождения». Николай Рыбалко. «Я жил в такие времена», «Сколько раз мы в атаку ходили!» Сергей Посниченко. «Я прах переношу». Леонтий Кирьяков. «Погибшим друзьям», «Недописанное письмо». 15 ✓ выразительно читает произведения по теме; ✓ передает свое впечатление от прочитанного; ✓ отмечает патриотизм и героизм жителей Донбасса, проявленный в годы Великой Отечественной войны; ✓ дает собственную оценку произведению; ✓ составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе; ✓ делает сообщения и доклады по данной теме; ✓ составляет рефераты; ✓ проводит литературоведческие и культурологические исследования; ✓ Борис Котов. «Недопетая песня». Юрий Левитанский. «Воспоминанье о красном снеге». Современные прозаики и поэты донецкого края (Сборник «Час мужества», Сборник «#Живи Донбасс») Лилия Анна Полшкова. «Пять пряников с горькой начинкой» Сусанна Шерстяк. «Божественная у Любви основа» Анна Ревякина. «Сердце» Алина Баева. «Мой город» Ирина Бауэр. «Тянучка» Сергей Лысенко. «Мама» ✓ выразительно читает произведения по теме; ✓ передает свое впечатление от прочитанного; ✓ отмечает патриотизм и героизм жителей Донбасса; ✓ даёт собственную оценку произведению; ✓ составляет опорный конспект к лекции учителя, принимает участие в беседе; ✓ делает сообщения и доклады по данной теме; ✓ составляет литературные обзоры рефераты, пишет рецензии и аннотации; ✓ проводит литературоведческие и культурологические исследования; 11 класс Современная литература донецкого края Сборник «Час мужества». Сборник «#Живи Донбасс». Литературный альманах, включающий поэзию и прозу «Пушкина, 30а». Сборник «Выбор Донбасса. Литература народных Республик». Сборник "Время Донбасса". Сборник рассказов «Я дрался в Новороссии!» Ирина Горбань «В зоне видимости блокпоста» (проза) и «В осколках отражается война» (поэзия). Вячеслав Теркулов. «Дом. Война». Владислав Русанов. «Эффект Юза». Лиана Мусатова. «Тала». Анна Ревякина. «Хроника юрода До». А. Перлик. Сказка жизни: стихи, рассказы. Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной, Елены Лаврентьевой, Натальи Хаткиной. Писатели-диссиденты донецкого края Возвращенные имена и произведения. Писатели-краеведы 16 ✓ знает содержание произведений, анализирует их; ✓ отмечает патриотизм и героизм жителей Донбасса; ✓ формулирует проблемы, поставленные в соответствии с поставленным заданием; ✓ дает собственную оценку произведению; ✓ составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе; ✓ делает сообщения по данной теме; ✓ выразительно читает стихотворения, ✓ определяет основные мотивы лирики современных поэтов донецкого края; ✓ отмечает богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; ✓ анализирует стихи, раскрывая своеобразие художественных приемов; ✓ интерпретирует стихотворения; ✓ знает произведений, формулирует поставленные диссидентами; содержание анализирует их, проблемы, писателями- Хранители истории Азовских берегов. Спиридон Кудокоцев. «Ищите гуннов в Урзуфе». Василий Морозов «Пушкин проезжал севернее». «Голос Республики»: писатели-современники Фёдор Березин, Александр Савенков, Владислав Русанов, Анна Ревякина, Владимир Скобцов, Вячеслав Теркулов, Елена Заславская, Евгений Мокин, Мария Панчёхина, Елена Скрипченко, Григорий Брайнин, Марина Бережнева, Дмитрий Трибушный, Лиана Мусатова, Валерий Герланец, Никита А. Дмитренко, Ирина Горбань, Иван Донецкий, Александр Сурнин, Александр Сигида, Владимир Чачанидзе, Алиса Фёдорова, Екатерина Ромащук, Иван Ревяков, Михаил Афонин, Геннадий Дубовой, Екатерина Булах, Александр Сорокин и др. Русанов В. «Ангелы Донбасса». Скобцов В. «Металл Сопротивления». Горбань И. «Вовкина любовь». Седой В. «Я знаю». Мусатова Л. «Самая правдивая книга». Ревякина А. «Шахтерская дочь», «Вослед шипели «гордячка»...» Куралех А. «Перемирие». Донецкий И. «День Республики», «Хирург» [сб. рассказ.]. Полшкова Л. «Война была всегда» [о событиях 2014 года]. Березин. Ф. «Мы из прошлого»: лит. Киносценарий. 17 ✓ составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе, ведет диалог с одноклассниками; ✓ делает выводы и сообщения по теме; ✓ выразительно читает стихотворения; ✓ пределяет основные мотивы лирики современных поэтов донецкого края; ✓ отмечает богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; ✓ анализирует стихи, раскрывая своеобразие художественных приемов; ✓ интерпретирует стихотворения; ✓ выразительно читает прозаические произведения; ✓ знает содержание текстов и их жанры; ✓ анализирует художественные произведения; ✓ формулирует проблемы, поставленные писателямипрозаиками; ✓ передает свое впечатление от прочитанного; ✓ делает сообщения, и доклады, проводит исследования. Приложение 2 Примерные темы исследовательских работ по предмету «Родная (русская) литература» Лирика и эпос авторов Донецкого края в годы Великой Отечественной войны. Проза авторов Донецкого края о Великой Отечественной войне. Поэзия авторов Донецкого края о Великой Отечественной войне. Поэты родного края. Писатели-прозаики Донецкого края. Образ родной земли в произведениях авторов Донецкого края. Тема Донецкой земли в русской литературе. Литературная периодика Донецка: журналы, сборники (по выбору). Литературная карта Донецкого края (города, района, посёлка). Лингвокультурные концепты в произведениях авторов Донецкого края. Фольклор Донецкого края как средство отражения национальной культуры русского народа. Приложение 3 Темы исследовательских работ по литературе Примерные темы исследовательских проектов обучающихся по русской литературе: Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ. Добро и зло в русской литературе. Изучение физики по произведениям русских классиков. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа). Изображение национального характера в народных сказках. Искусство создания книги. Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Кот в мировой литературе. Лингвистическая стилизация и пародия. Мое имя в литературе. Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы. Образ птицы: от мифа к поэзии. Образ кота в русском фольклоре. Проблемы молодежи в современной русской литературе. Птичьи фамилии в литературе. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия. Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы. Сны и сновидения в русской литературе. Тема памятника в русской литературе. Тема пророчества в русской лирике. Тема семьи в пословицах и поговорках. Тема добра и зла в литературе. Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор. Примерные темы исследовательских работ по классической литературе: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра). Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы. 18 Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»). Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы). «Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева). Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя. Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект. Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой. Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»). Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя). Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского. Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой. Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация». Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы. Образ женщины в литературе разных эпох. Примерные темы исследовательских работ по современной литературе: Бардовская песня сегодня. Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя. Жанр и язык стихотворений И. Губермана. Жизнь литературного произведения в искусстве и времени. Использование современного бестселлера в изучении классической литературы. Как интернет влияет на язык? Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование. Молодежный жаргон в речи современных школьников. Мусорный язык рекламы. Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского. Особенности языка СМС сообщений.. Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит». Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой. Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма. Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования). Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек». Рок – революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории. Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение. Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого. Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника». Своеобразие поэзии Виктора Цоя. Современные бестселлеры – подлинная литература или дань моде. СМС как современный эпистолярный жанр. Способы актуализации газетного заголовка. Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника». Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия. Топонимы вокруг нас (значение, происхождение). Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»). Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой. Фразелогизмы в рекламе. Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект. Читательское досье моего класса. Что читает наше поколение? «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии XIX и XX вв.). «Остров» П. Лунгина – путь к духовному спасению и традиции. Nickname как разновидность современных антропонимов. Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля». 19 Антиутопия в литературе XX века Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев. Дворянские костюмы пушкинской эпохи Денисьевский цикл Ф.М. Тютчева Жизнь замечательных людей Жизнь литературного произведения в искусстве и времени. Изображение детей Холокоста в произведении Дневник Анны Франк и Миша Дефонсека «Выжить с волками». Интерпретация образов славянской мифологии в романе М. Вишневецкой "Кощей и Ягда или небесные яблоки". Использование устаревших слов в повседневной жизни. Концепт "грусть" и "тоска" в русском фольклоре и в поэзии А. Кольцова. Концепт "пустыня" в русской поэзии XIX-XX веков (на материале лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока, И. Бродского). Концепты "истина" и "правда" в представлении русского языка и А. Платонова. Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой. Любовью дорожить умейте Маскарад в произведениях русской литературы XIX века. Метаморфозы эпистолярного жанра в поэтике А.П. Чехова. Мир символов, пророчеств и грез в произведениях романтиков. Мир фэнтези в современной литературе Мотив игры в повести Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова. Новаторство Дж. Джойса в романе «Улисс». Образ России в фильме П. Чухрая «Русская игра». Образы деревьев в русской поэзии XIX века. Отражение личности поэта в «Медальонах» Игоря Северянина. Памятники литературным героям в России Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях. Приемы речевого воздействия в рекламе Пьеса М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мальчик в штанах и мальчик без штанов» – как отражение споров западников и славянофилов. Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века Роль снов в литературных произведениях Русская душа в рассказе Н. Лескова «Левша». Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого. Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника». Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций). Телевидение и литература: что окажется сильнее? Тема «меча и шпаги» в пьесе Лопе де Вега «Собака на сене» Тема социального дна в повести А.И. Куприна «Яма». Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»). Трагедия общества в произведении Горького «На дне» Фильм В.М. Шукшина «Печки-лавочки» и деревенские рассказы писателя. 20