РООП НОО Разговоры о важном

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района
___________ Н.В. Парафейник
«_31__» _августа__ 2022г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для _1 - 4_ классов
1 класс 1 час в неделю (всего 33 часа)
2 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
3 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
4 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
(срок реализации 4 года)
Авторы-составители:
Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.
Рассмотрено на заседании МО
классных руководителей
Протокол № ____
от «___» __________ 2022г.

2022г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................3
Взаимосвязь с программой воспитания...............................................................................4
Ценностное наполнение внеурочных занятий ................................................................4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................................................7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ................................................................................................................................................9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................................................... 13
1 – 4 КЛАССЫ ................................................................................................................................... 13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ГОС во всём пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
➢ в формировании его российской идентичности;
➢ в формировании интереса к познанию;
➢ в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
➢ в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
➢ в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
➢ в развитии у школьников общекультурной компетентности;
➢ в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
➢ в осознании своего места в обществе;
➢ в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
➢ в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 №
64100).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 №
64101.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования».
(Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования».
(Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государствен- ного
образовательного стандарта среднего общего образования».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)
3

8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла вне- урочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
9. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных
организаций, одобренная решением федерального учеб- но-методического
объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.).
Программа может быть реализована в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
•
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
•
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию
в примерной программе воспитания;
•
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1)
соответствие датам календаря;
2)
значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1.
Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя,
День российской науки и т.д.
2.
Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С.
Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны
с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру:
«Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника»
и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданскопатриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария
внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом
обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
•
Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого
гражданина;

4

•
историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и
продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
•
историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидульных переживаний и включает важнейшие нравственные качества:
благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании
занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных
исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2.

Преемственность поколений

•
Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт,
продолжает его достижения, традиции;
•
семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о
предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и
заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое
поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой
обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые
были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле,
малой родине, Отечеству.
3.

Патриотизм — любовь к Родине

•
Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;
•
любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к
родному дому, малой Родине;
•
патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов
России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой
жизни.
4.

Доброта, добрые дела

•
Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;
•
благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность
была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в
прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.
5.

Семья и семейные ценности

•
Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,
общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
•
каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание,
5

оказать помощь друг другу;
•
учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех
её делах, помогать родителям;
•
семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом
обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых
людей», «Традиционные семейные ценности» и др.
6.

Культура России

•
Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории;
•
российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём
мире;
•
культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство,
техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в
этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно
и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии
построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и
музыки: «День музыки», «Мечты»,
«Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
7.

Наука на службе Родины

•
Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
•
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою
деятельность;
•
в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в
процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э.
Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как
неучебных формируются определённые ценности: высшие нравственные чувства и
социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

6

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему
обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен
стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому
ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей
в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную
землю. Историческая память народа и каждого человека.
К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим
полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории
российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в
освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам
— исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание,
участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного
уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное
служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик,
помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского
труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии,
участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в
хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных
ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское
влияние на сына и/или дочь. Музыка как способность человека слышать, воспроизводить,
сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку.
Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные
ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая
и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за
подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для
борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития
общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения.
Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать
в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с
ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем
у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать
символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной
символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при
исполнении гимна, при поднятии флага.
7

Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей,
которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить
добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных
врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права
и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей
членами общества.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.
Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки,
загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.
Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира.
Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик
хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города.
Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального
искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый
главный в театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные
открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир:
телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное
сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего
мира.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место
подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность;
пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете
профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России:
Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А.
Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила
слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов,
которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем
и читаем стихи Михалкова.
Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и
солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные
достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка,
Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма».
Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.
8

Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники,
композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы
фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для
тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры,
импровизация, драматизация, разыгрывание сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал:
„Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского
Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского
Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза,
Герой Российской Федерации. Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы
своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой
изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и
офицеры. 11 апреля — Международный день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки.
Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в
Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой
Арктический заповедник, в заповедник
«Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной
дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я
вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии.
Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов,
защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность)
поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских
людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья
необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша
помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье
близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им
поделиться?
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве чело- века, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
9

художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать
достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с по- мощью
взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую,
видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
10

деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными
умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего
народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие
умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, организации, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой
природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений; первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и
явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в
том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений
работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудио- визуальной) о природе
и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и Интернете,
получения информации из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в
Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
11

отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственно- го
развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить при- меры
положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в
обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного
труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»; умение находить образы,
приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству,
готовность оказывать по- мощь; осуждение любых случаев унижения человеческого
достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина. Изобразительное
искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении
труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической
культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение
взаимодействовать
со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 – 4 КЛАССЫ
(по 33 (34) часа; 1 час в неделю)
Темы

Основное содержание

Характеристика деятельностиобучающихся

День знаний (1 час)
1–2 классы:
День знаний (зачем человеку
знания?) ‒ викторина
3–4 классы
День знаний (рекорды
России) (образовательный
квиз)
Наша страна —
Россия (1 час)
1–2 классы:
Что мы Родиной зовём?
(работа с интерактивной
картой)
3–4 классы:
«От поколения
к поколению: любовь
россиян к Родине»
165 лет
со дня рождения
К. Э. Циолковского (1 час)
1–2 классы:
«Мечтаю летать»
3–4 классы:
«Мечтаю летать»

Знания — ценность, которая необходима не только
каждому человеку, но и всему обществу.
Знания — основа успешного развития человека и
общества.
Каждый должен стремиться к обогащению и расширению
своих знаний.
Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность
с шести с половиной лет учиться в школе
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина
России.
Любовь к родному краю, способность любоваться
природой, беречь её — часть любви к Отчизне.
Труд
людей
в
разные
исторические
эпохи,
преемственность поколений в готовности защищать
родную землю.
Историческая память народа и каждого человека

Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого
праздника.
Участие в эвристической беседе о традициях школы,
обсуждение ответов на вопросы: «Почему важно учиться? Как
быть, если что-то не знаешь или не уме- ешь?» и др.
Участие
в
коллективной
игре-путешествии
(игресоревновании), разгадывании загадок. Участие в викторине
«Своя игра»
Слушание
музыкального
произведения,
просмотр
видеоматериалов, в которых говорится о дорогом и близком в
окружающем мире младшего школьника.
Участие в беседе о том, с чего начинается понимание Родины,
как проявляется любовь к Родине.
Работа в парах с текстами, написанными в разные эпохи, но
объединёнными идеей любви к Родине и личной
ответственности за её судьбу

К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший
дорогу к космическим полётам.
Преемственность
поколений в научных достижениях.
Страницы истории российской космонавтики. Первые
космонавты. Гордость россиян за успехи страны в
освоении космоса.
Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению
и космонавтам — исследователям космического
пространства
Преемственность поколений: семейные ценности
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей); традиции.

Просмотр видеоролика с целью знакомства с учёным, его
жизнью и научным творчеством.
Обсуждение новой информации о достижениях нашей страны
в освоении космоса, о вкладе великого учёного К. Э.
Циолковского.
Участие в коллективной игре-соревновании «К. Э.
Циолковский — учёный и человек». Путешествие по
интерактивной карте

День пожилых людей
(1 час)

13

Обсуждение семейных традиций. Просмотр видеоролика с
целью знакомства с праздником День пожилых людей, с
основным назначением этого праздника.

О наших бабушках и
дедушках (семейные
истории)
День учителя (1 час)
1–2 классы:
Мой первый учитель
(групповая работа)
3–4 классы:
Яснополянская школа и её
учитель (работа с текстом)
День отца (1 час)
День отца (творческая
мастерская)

День музыки (1 час)
1–2 классы: «Я хочу увидеть
музыку»
3–4 классы:
«Я хочу услышать музыку»
Традиционные семейные
ценности (1 час)
1–2 классы:
«Я и моя семья»
3–4 классы:
«Пётр и Феврония
Муромские»
День народного единства
(1 час)

Память о предшествующих поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение
учителя — социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. Учитель —
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности школьников. Оценка учительского труда.
Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н.
Толстого

Участие в выполнении интерактивных заданий (установление
соответствия, группировка, классификация), которые помогут
школьником понять важность семейных традиций и заботы о
пожилых людях
Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в
разыгрывании сценок
«Я — учитель», «Я и мои ученики». Участие в групповой,
парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой
учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л.
Н. Толстого».
Работа с текстами (пословицами, стихотворениями),
связанными с профессией учителя
Мужчина, отец (отчество — от слова
Обсуждение качеств отца, мужских профессий.
«отец») как гражданин; мужские профессии, участие в Просмотр видеоролика о роли отца как родителя, образе отца
трудовой деятельности и жизни общества.
в отечественной литературе.
Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, Групповая, парная работа: «Воскресный день моей семьи»,
досуге членов семьи, укреплении традиционных участие в планировании выходного дня своей семьи
семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя,
участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына
и/или дочь
Музыка
как
способность
человека
слышать, Просмотр видеоролика о роли музыки в жизни человека,
воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни обсуждение содержания видеоролика.
каждого человека: музыка сопровождает человека с Участие в беседе «Я хочу увидеть музы- ку», «Я хочу слышать
рождения до конца жизни.
музыку».
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Групповая и парная работа по созданию иллюстрации «Я вижу
Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую музыку». Обсуждение творческого задания «Звуки при- роды»
нужно учиться слушать
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Обсуждение вопроса «Почему говорят, что дерево держится
Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание корнями, а человек семьёй?».
детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная Участие в беседе о семейных традициях, интересном досуге и
трудовая и досуговая деятельность.
праздниках.
Пётр и Феврония Муромские — символ любви и Участие в коллективной, индивидуальной работе «Я и моя
взаимопонимания в семейной жизни
семья (составление семейного древа)».
Обсуждение вопросов «Чему мы можем научиться у Петра и
Февронии Муромских?», «Почему Пётр и Феврония стали
символом любви и верности?»
Рождение праздника «День народного единства».
Участие в беседе о возникновении праздника День народного
Проявление любви к Родине: объединение людей в те единства. Обсуждение пословиц, связанных с единством
времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство народа, любовью к Родине.
14

День народного единства
(работа с интерактивной
картой)

гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и
граждан нашей страны в Великой Отечественной войне.
Минин и Пожарский — герои, создавшие народное
ополчение для борьбы с иноземными захватчиками

Мы разные, мы вместе (1
час)

Каждое поколение связано с предыдущими и
последующими общей культурой, историей, средой
обитания. Связь (преемственность) поколений — основа
развития общества и каждого человека. Патриотизм —
чувство, которое
есть у каждого поколения.
Историческая п-а мять проявляется в том, что новое
поколение людей стремится воспитать в себе качества,
которые отражают нравственные ценности предыдущих
поколений
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать —
хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей.
С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время
присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и
сильнее, чем у других людей
Символы современной России: название, описание. О чём
могут рассказать символы. Их значение и назначение
в жизни государства. Уважение к государственной
символике России — обязанность гражданина. Правила
поведения человека при исполнении гимна, при поднятии
флага

«Память времён»

День матери (1 час)
День матери (творческая
мастерская)
Символы России:
Государственный гимн,
герб, флаг (1 час)
1–2 классы:
Что такое герб? (работа с
интерактивными
карточками)
3–4 классы:
Герб России и Москвы.
Легенда о Георгии
Победоносце (работа с
видеорядом)
День добровольца (1 час)
1–2 классы:
Доброта ‒ дорога к миру
(мульт-концерт)
3–4 классы:

Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как
социальное служение в военное и мирное время: примеры
из истории и современной жизни.
Качества людей, которых называют добровольцами:
милосердие, гуманность, доброта.
Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?
15

Знакомство с жизнью и подвигом К. Минина и Д. Пожарского.
Коллективная виртуальная экскурсия по историческим местам
и памятникам, связанным с Днём народного единства. Участие
в коллективной игре: составление пазла на основе полученной
информации о событиях 1612 года
Знакомство
с
понятием «преемственность поколений».
Обсуждение качеств, которые отражают нравственные
ценности и чувства.
Участие в эвристической беседе о природе и заповедниках
России.
Соревнование
команд
на
умение
устанавливать
соответствие между природными объектами и их названиями
Обсуждение качеств матери, её роли хозяйки и хранительницы
семейного очага
Просмотр видеоролика о роли матери, образе матери в
отечественной литературе.
Групповая, парная работа по обсуждению предложенных
ситуаций, планированию помощи маме
Знакомство с символами России: обсуждение, называние,
описание.
Участие в беседе о правилах поведения человека при
исполнении гимна, при поднятии флага.
Парная работа, связанная с применением полученной
информации о символах страны, устройстве герба.
Выполнение интерактивных заданий

Знакомство со значением слов «доброволец», «волонтёр»,
«милосердие», «гуманность».
Просмотр видеоролика, обсуждение примеров социального
служения в мирное и военное время.
Парная работа по анализу текстов, в которых описаны
ситуации проявления доброты, гуманности, милосердия

Один час моей жизни. Что я
могу сделать для других?
(групповое обсуждение)
День Героев Отечества (1
час)
Герои Отечества разных
исторических эпох (работа с
галереей героев)
День Конституции (1 час)
День конституции
(эвристическая беседа)
Рождество (1 час)
1–2 классы:
«Светлый праздник
Рождества»
3–4 классы:
«Светлый праздник
Рождества»
Новый год. Семейные
праздники и мечты (1 час)
1–2 классы:
«Умеем ли мы мечтать?»
3–4 классы:
«О чём мы мечтаем?»
Цифровая безопасность и
гигиена школьника (1 час)
1–2 классы:
«Виртуальный я — что
можно и что нельзя?»
3–4 классы:
«Виртуальный я — что
можно и что нельзя?»
День снятия блокады
Ленинграда (1 час)

С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы,
первая игрушка, первая книга.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и
история родного края. Ответственность гражданина за
свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных
врагов

Просмотр и обсуждение видеоролика, содержание которого
связано с событиями из истории нашей страны.
Участие в эвристической беседе о событиях истории,
ответственности гражданина за свободу, благополучие
Родины, её защите от иноземных врагов.
Групповая работа по анализу (установление соответствия),
упорядочению (лента времени) событий истории
Конституция Российской Федерации — главный закон Участие в эвристической беседе о правах и обязанностях
государства. Что такое права и обязанности гражданина. гражданина, ученика начальных классов.
Права ребёнка в России. Примеры выполнения Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с
обязанностей членами общества
выполнением обязанностей членами общества
История праздника Рождества Христова. Рождественские Участие в беседе о традициях праздника Рождества в России
традиции в России
Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками
стихотворений, посвящённых Рождеству.
Групповая и парная работа: составление поздравления с
праздником Рождества

Новый год — замечательный семейный праздник.
История возникновения новогоднего праздника в России.
Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки,
загадывание заветных желаний.
О чём люди разных времён мечтали в Новый год

Просмотр видеоролика об истории праздника.
Участие в беседе о семейных новогодних традициях.
Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом
году о…».
Обсуждение ответа на вопрос «О чём мечтали на Новый год
дети в разные исторические эпохи?»
Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?
Участие в коллективном обсуждении вопроса «Что такое
Плюсы и минусы виртуального мира. Правила виртуальный мир и кто его создаёт?».
безопасного пользования интернет-ресурсами
Групповая работа: подготовка ответов на вопросы «Какие
плюсы есть у виртуального мира?», «Какие минусы есть у
виртуального мира?».
Составление правил безопасного пользования интернетресурсами, соотнесение составленных правил с предложенным
педагогом набором правил
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Участие
в просмотре
и обсуждении содержания
Ленинградский ломтик хлеба...
видеоматериалов о блокаде Ленинграда.
16

Ленинград в дни блокады
(работа с книжным текстом)

Великие люди России:
К. С. Станиславский
(1 час)
1–2 классы:
Кто такие скоморохи?
(интерактивные карточки)
3–4 классы:
Рождение московского
художественного театра
(виртуальная экскурсия)
День российской науки
(1 час)
1–2 классы:
Российские Кулибины
(викторина)
3–4 классы:
День российской науки
(викторина)
Россия и мир (1 час)

Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали Виртуальная экскурсия в Государственный мемориальный
дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и музей обороны и блокады Ленинграда, знакомство с
ленинградцы выжили и победили
материалами, связанными с Таней Савичевой.
Чтение фрагментов дневника Тани Савичевой, обсуждение
прочитанного.
Участие в беседе о том, как жили и о чём мечтали дети
блокадного города
Первые театры в России.
К. С. Станиславский — великий деятель театрального
искусства: яркие страницы жизни и деятельности.
С чего начинается театр? Кто самый главный в театре.
Школьный и классный театр

Просмотр и обсуждение видеоролика о первых театрах в
России. Знакомство с некоторыми фактами биографии К.
С. Станиславского.
Работа с текстами о том, как создаётся спектакль, ответы на
вопросы по содержанию текстов.
Групповая работа: подготовка сообщения от группы на тему
«Зачем люди ходят в театр».
Игра «Мы идём в театр»

Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь
людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают
талантливые, творческие, увлечённые люди
Научные открытия российских учёных, без которых
невозможно представить современный мир: телеграф,
цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют,
наркоз, искусственное сердце

Просмотр видеоролика «Люди науки, ка- кие они?»,
обсуждение
качеств
учёного.
Групповая
работа:
«Представление открытия»: ученики знакомятся с открытием
и рассказывают о нём одноклассникам; одноклассники
отгадывают, что это за открытие российских учёных

Роль нашей страны в современном мире. Значение Беседа о роли России в современном мире. Знакомство с
российской культуры для всего мира
российскими объектами, включёнными в список всемирного
«Россия в мире»
наследия ЮНЕСКО.
Интеллектуальная игра «Самые известные российские учёные,
поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты».
Парная работа: подготовка рассказа об одном из российских
лауреатов Нобелевской премии
День защитника Отечества Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Участие в беседе о том, как жители России выражают свою
(День Армии)
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине.
благодарность защитникам Отечества.
(1 час)
Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место Просмотр и обсуждение видеоматериалов, в которых
подвигу.
представлены эпизоды подвигов российских воинов в военное
Есть такая профессия ‒
Качество российского воина: смелость, героизм, и в мирное время.
Родину защищать
самопожертвование
Работа с пословицей «Сам погибай, а товарища выручай».
17

(литературная гостиная:
конкурс стихов)

Забота о каждом (1 час)
1–2 классы:
«Заряд на добрые дела»
3–4 классы:
«Дарить добро»

Доброта — качество настоящего человека, способность
оказать помощь, поддержку, проявить заботу и
милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено.
Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность; пожертвование как проявление
добрых чувств в традиционных религиях

Международный женский
день
(1 час)

Международный
женский
день
—
праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе — труженица, мать, воспитатель
детей. Нет на свете профессии, которой не может
1–2 классы:
научиться женщина.
Поговорим о наших мамах Великие женщины в истории России: Екатерина Великая,
(творческая работа: рисунок) Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач)
3–4 классы:
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию:
8 марта ‒ женский праздник В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова),
(творческий флешмоб)
М. Плисецкая, Л. Зыкина
Гимн России (работа с
книжным текстом)
(1 час)
День воссоединения
Крыма с Россией
(1 час)
«Путешествие по Крыму»

Крым — природная жемчужина. Разнообразие
природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона,
лесостепь, вечнозелёная растительность.
Природные
достопримечательности
Крыма:
Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка,
Чёрное и Азовское моря.
Симферополь — столица Республики Крым, «ворота
Крыма».
18

Коллективная беседа о проявлениях благодарности к
защитникам Отечества.
Групповая работа: составление письма ветерану войны.
Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Как стать
хорошим солдатом?»
Участие в коллективной беседе, обсуждение вопросов «Что
такое доброта?»,
«Трудно ли быть добрым?», «Как научиться делать добрые
дела?».
Обсуждение просмотренного видеоролика, в котором
представлены несколько сюжетов о людях, совершающих
добрые дела. Групповая работа: «Представление чело- века,
сделавшего много добрых дел на благо людям»: на основе
предложенной
учителем
информации
обучающиеся
составляют сообщение об
одном из знаменитых
благотворителей и рассказывают о нём одноклассникам
Просмотр и обсуждение видеоролика, знакомящего с историей
праздника, со сферами деятельности, в которых работают
женщины.
Работа в парах: подготовка краткого сообщения об одной из
великих женщин в истории России.
Составление виртуальной галереи «Женщины, прославившие
Россию».
Игра «Выдающиеся женщины, прославившие Россию».
Участие в обсуждении вопроса «Легко ли быть мамой?».
Подготовка поздравительной открытки

Участие в беседе о географическом положении Крыма с
использованием карты. Виртуальная экскурсия: природные
достопримечательности Крыма.
Выполнение
интерактивных
заданий:
соотнесение
изображения и описания объекта.
Выполнение творческого задания: написание мини-рассказа
«Что я хочу посетить в Крыму»

Всемирный день театра
(1 час)
Я иду… в театр (чтение по
ролям)

День космонавтики.
Мы — первые (1 час)
1–2 классы:
О жизни и подвиге Юрия
Гагарина (обсуждение
фильма «Гагарин. Первый в
космосе»)
3–4 классы:
День космонавтики
(обсуждение фильма «Время
первых»)
Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
Память прошлого (конкурс
стихов)
День Земли (1 час)
1–2 классы:
Заповедники России
(виртуальная экскурсия)
3–4 классы:

Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость,
Севастополь
Что такое творчество? Люди творческих профессий:
поэты, художники, композиторы, артисты, создатели
игрушек. Примеры народных промыслов.
Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки,
конструировать города будущего, создавать узоры для
тканей, посуды, расписывать игрушки.
Творческая
сценическая
деятельность:
игры,
импровизация, драматизация, разыгрывание сценок

Мы первые: первый искусственный спутник Земли;
Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт
человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского
Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов,
дважды Герой Советского Союза. Самый длительный
полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации

Участие во вступительной беседе о том, что такое воображение
и творчество.
Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о
людях творческих профессий.
Участие в обсуждении вопроса о театре как коллективном
творчестве режиссёра и актёров.
Творческая игра «Ставим сценку»: каждой группе
предлагается разыграть сценку, один из участников группы
выступает в роли режиссёра, остальные актёры.
Подготовка ответа на вопрос о том, в каких видах творчества
хочется реализовать себя
Просмотр видеоролика «Как всё начина- лось…», обсуждение
главных событий в истории покорения космоса.
Участие в беседе «Рекорды России в космосе», «Кто они,
великие космонавты России?».
Групповая, парная работа на поиск соответствия,
упорядочение событий, связанных с достижениями России в
покорении космоса

Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все
народы своими рабами?
Преступления нацистов:
концлагерь
как места
принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима.
Как
боролись с нацизмом в концлагерях советские
солдаты и офицеры.
11 апреля — день освобождения узников концлагерей

Участие в беседе о том, что такое геноцид.
Знакомство с материалами о детях — узниках концлагерей.
Работа с текстами интервью с бывшими узниками
концлагерей, обсуждение про - читанного.
Участие в беседе о причинах геноцида и способах его
предотвращения

Особо охраняемые территории в Рос - сии — заповедники,
национальные парки.
Экологические тропы — что это такое? Путешествие на
Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный
заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в
Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные
земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов).

Участие во вступительной беседе об истории появления
праздника День Земли.
Обсуждение экологических проблем, существующих в России,
и роли людей в их появлении.
Виртуальная экскурсия по самым значимым заповедникам
России.

19

«Дом для дикой природы»:
история создания (работа с
видеоматериалами)
День труда (1 час)
День труда (мужественные
профессии) (беседа с
ветеранами труда)

Таймыр — родной дом северных оленей. Окский Работа в группах: составление правил, которые нужно
заповедник — журавлиный питомник
соблюдать жителям Земли, чтобы сохранить нашу планету
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Профессии моих родителей, бабушек и дедушек.
Профессиональные династии.
Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

День Победы. Бессмертный Историческая память: мы помним подвиги наших солдат,
полк (1 час)
офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы
Великой Отечественной войны.
1–2 классы:
Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк —
Дети ‒ герои Великой
помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских
Отечественной войны
людей на борьбу за свободу своей Родины?
(встреча с ветеранами)
3–4 классы:
Дорогами нашей Победы
(встреча с ветеранами)
День детских
общественных
организаций (1 час)
День детских общественных
организаций (работа с
видеоматериалами)
Про счастье (1 час)
Мои увлечения (творческий
конкурс)

Детская общественная организация — мы вместе, и мы
делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому
человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе.
Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным,
старым, слабым
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье
— мир на Земле, здоровье близких, верные друзья,
благополучие страны.
Бывает ли много счастья? Можно ли с им поделиться?

20

Участие в беседе о том, почему человеку необходимо
трудиться, о том, почему, когда и как появлялись разные
профессии
Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о
профессиях прошлого и настоящего.
Выполнение интерактивных заданий на соединение описания
профессии с её названием, соединение имён и фамилий
выдающихся представителей профессии с названием
профессии.
Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что будет,
если люди перестанут работать?»
Обсуждение вопросов «Что такое мужество, честь, отвага и как
можно воспитать в себе эти качества?», «Что такое подвиг?»,
«Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу
своей Родины?».
Индивидуальный рассказ о том, есть ли семейная традиция
участвовать в «Бес- смертном полку», о подготовке к участию
в этом году.
Групповая работа: подготовка на основе предложенных
педагогом материалов со- общения о подвиге, совершённом во
время Великой Отечественной войны, представление
результатов работы при создании коллективного рассказа «Во
имя жизни на Земле»
Участие во вступительной беседе о детских общественных
организациях.
Знакомство с движением «Орлята России».
Групповая работа: каждая группа предлагает три причины, по
которым стоит участвовать в детских общественных
организациях
Игра «Закончи предложение»: каждый предлагает концовку
предложения «Счастье — это когда...».
Участие в коллективной беседе «Что де- лает нас
счастливыми».
Подготовка индивидуального сообщения

«Мой самый счастливый день». Групповая работа: подготовка
мини-со- общения «Что значит поделиться счастьем?»

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».