Управление образования администрации Амвросиевского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол от «30» 08. 2021_ года № _6_ «Утверждаю» Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_ Н.В. Парафейник Рабочая программа по _учебному предмету «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для _10 - 11_ классов 10 класс 1 час в неделю (всего 35 часов) 11 класс 1 час в неделю (всего 35 часов) (срок реализации 2 года) Авторы-составители: Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__ Учитель Белкин А.В. 2021г. г. Амвросиевка СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 5 10 КЛАСС ............................................................................................................ 9 11 КЛАСС .......................................................................................................... 14 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 18 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая основная образовательная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных документов: ✓ Законом «О безопасности» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 12.12.2014 № 04-IHC); ✓ Закон «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законами от 20.03.2015 г. № 21- ІНС от 11.09.2015 г. № 91-ІНС); ✓ Законом «О гражданской обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 14.08.2015 г. № 74-ІНС); ✓ Законом Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 29 мая 2015 г., постановление № I-185П-НС); ✓ Законом «О противодействии терроризму» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 г. №I 183П НС); ✓ Законом «Об обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 14.08.2015); ✓ Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 года № 11-IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ✓ Законом «О Здравоохранении» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 года № 42- IHC); ✓ Закон «О статусе военнослужащих» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 11.09.2015 г. № 91- IHC); ✓ Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, разработанная и утверждённая совместным приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015г.; ✓ Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832; ✓ Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки №843 от 03.08.2016; ✓ Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832; ✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. № 80-НП); ✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2020 № 682); ✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР (утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР); 3 ✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». 10-11 классы / сост. Дорохов А.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 29 с. Цели и задачи Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у учащихся готовность к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности. Целью изучения и освоения примерных программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОС СОО. Задачи: • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; • формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся. • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России, Донецкой Народной Республики и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: • формирование экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; • изучение правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим; • умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях; • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому государства и его Вооруженным Силам; 4 • изучение гражданами основных положений законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы; • приобретение навыков в области гражданской обороны; • изучение основ безопасности военной службы, основ огневой, индивидуальной тактической и строевой подготовки, сохранения здоровья в период прохождения военной службы и элементов медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения. Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м и 11-м классах в объеме 70 часов за уровень образования: по 1 часу в неделю в каждом классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта): 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ базов. и профильн. уровень /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2013 год 2. 2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2015 год 3. Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.- 280 с. 4. Медико-санитарная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Мороз Ю.Б.. – Донецк: Истоки, 2020.- 238 с. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ✓ репродуктивная технология; ✓ технология развивающего обучения; ✓ игровые технологии; ✓ технология проблемного обучения; ✓ технология уровневой дифференциации. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах ❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий; ❖ дидактических игр; ❖ предметных неделей; ❖ предметных олимпиад. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Выпускник научится: классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; 5 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; 6 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма и наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма и наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; 7 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма и наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества, и ее влияние на здоровье человека; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА «Основы безопасности жизнедеятельности / Начальная военная подготовка» (для юношей) 10 КЛАСС (35 часов в год; 1 час в неделю) № п/п № урока в теме Наименование раздела, тем уроков Тема 1 Основы обороны государства. 1 1 Основные нормативные правовые акты в области обороны государства. Основы законодательства в области обороны и национальной безопасности Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы ДНР, РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Содержание и обеспечение национальной безопасности Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. 2 2 Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики, Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС ДНР, РФ. Структура ВС ДНР, РФ. Виды и рода войск, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Основные направления развития и строительства ВС ДНР, РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Тема 2 Правовые основы военной службы 9 Кол-во часов 1 1 Дата Примечание проведения по по плану факту Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Понятие о воинских Уставах, их виды и значение в жизни и деятельности военнослужащих, частей и подразделений Вооруженных Сил. Виды воинских Уставов. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Права и обязанности военнослужащих 4 2 Размещение военнослужащих и распорядок дня, распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение для поддержания постоянной боевой готовности и выполнения боевых задач. Поощрения и взыскания, налагаемые на солдат и сержантов. Организация внутренней и караульной службы - назначение, состав, подготовка и вооружение караулов в суточном наряде. Обязанности дневального и их практическое выполнение. Обязательная и добровольная подготовка к военной службе. Воинские звания и знаки различия. Тема 3 Элементы начальной военной подготовки 5 1 Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. 6 2 Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. . 7 3 Строи отделения. 1 Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами. Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. 1 3 1 8 4 9 10 5 6 11 12 7 8 13 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)). 15 11 Элементы военной топографии: компас, понятие азимута магнитного, определение по компасу азимута магнитного на предмет и направление движения. Работа с топографическими картами, условные обозначения на военных топографических картах. Тема 4 Военно-профессиональная деятельность 16 1 Военно-профессиональная деятельностью гражданина. Цели и задачи военнопрофессиональной деятельности. 17 2 Военно-учетные специальности Тема 5 Основы комплексной безопасности 18 1 Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. 19 2 Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков. Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Тема 6 Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, основы гражданской обороны 20 1 Основы законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. 21 2 Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. 14 10 11 1 1 1 1 1 1 1 1 Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. 23 4 Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля. Тема 7 Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму 24 1 Основные понятия, правовая основа, принципы и направления в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике; Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму: основы законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. 25 2 Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Тема 8 Основы здорового образа жизни 26 1 Основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни. Основные понятия в области здорового образа жизни. ЗОЖ. Факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека. 27 2 Основы законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. 28 3 Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Тема 9 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 29 1 Основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности. Основы законодательства ДНР, РФ в области оказания первой помощи. Права, обязанности и 22 3 12 1 1 1 1 1 1 1 1 30 2 31 3 32 4 33 34 5 6 ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. Первая доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера. Основы законодательства ДНР, РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Основы первой доврачебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера: периоды терминального состояния, Первая доврачебная помощь при нарушении дыхания и остановке сердца - алгоритм искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца. Первая доврачебная помощь при переломах и вывихах - алгоритм действий при закрытых и открытых переломах, иммобилизация верхних и нижних конечностей с помощью табельных и подручных средств. Виды кровотечений, остановка кровотечения табельными и подручными средствами. Доврачебная помощь при отравлении различными веществами. Распознавание состояния, при которых оказывается первая помощь, и определение мероприятий по ее оказанию. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила поведения в зоне радиоактивного заражения 13 1 1 1 1 1 11 КЛАСС (35 часов в год; 1 час в неделю) №п/п № урока в теме Наименование раздела, тем уроков Тема 1 Основы обороны государства. 1 1 Основные понятия в области обороны государства. Основы и организация обороны в Донецкой Народной Республике. Направление военной политики Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в современных условиях. Основные направления развития и строительства ВС ДНР, РФ. 2 2 Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Факторы и источники угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы Российской Федерации, Донецкой Народной Республики. Тема 2 Правовые основы военной службы Основные нормативные правовые акты в области воинской обязанности граждан и военной службы. Использование нормативных правовых актов для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе. Обязательная и добровольная подготовка к военной службе. 4 2 Воинские звания и знаки различия. Порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы. Основание увольнения с военной службы. Предназначение мобилизационного резерва. Порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве. Тема 3 Элементы начальной военной подготовки 5 1 Основы строевой подготовки военнослужащего. Основы тактической и огневой подготовки. Назначение Строевого устава. Строевой устав при обучении элементам строевой подготовки. Строевые приемы и движение без оружия. Воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в 3 1 14 Кол-во часов 1 1 1 1 1 Дата проведения по по плану факту Примечание строй, подход к начальнику и отход от него. Строевые приемы в составе отделения на месте и в движении. 6 2 Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Порядок хранения автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. 7 3 Явление выстрела и его практическое значение. Значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника. Влияние отдачи оружия на результат выстрела. 8 4 Прицел и правильная точка прицеливания для стрельбы по неподвижным целям. Ошибки прицеливания по результатам стрельбы. Изготовка к стрельбе. 9 5 Назначение и боевые свойства гранат. Наступательные и оборонительные гранаты. Устройство ручных осколочных гранат. Приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат; Меры безопасности при обращении с гранатами. 10 6 Предназначение и характеристика современного общевойскового боя. 11 7 Действия отделения при артобстреле, ударах авиации, применении оружия массового поражения, отражении атаки противника перед передним краем обороны. 12 8 Элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования. . 13 9 Средства индивидуальной защиты. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора. 14 10 Средства индивидуальной защиты. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования ОЗК, Л-1 15 11 Сигналы оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Тема 4 Военно-профессиональная деятельность 16 1 Профессиональный отбор. Военно-учетные специальности. 17 2 Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Организация подготовки офицерских кадров Тема 5 Основы комплексной безопасности 18 1 Экологическая обстановка. Оценка уровня безопасности. Личное безопасное поведение в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. 19 2 Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков. Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность. Определение ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий современными молодежными хобби. Нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Оценка последствия своего поведения на транспорте. Модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте Тема 6 Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, основы гражданской обороны 20 1 Основы гражданской обороны: нормативная правовая база гражданской обороны Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. 21 2 Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Индивидуальные средства защиты органов дыхания (ВМП, ПТМ, З-2, ГП-5, 7, ИП-46, промышленные противогазы). Индивидуальные средства защиты кожи (ОЗК, костюм Л-1, отдельные виды гражданской одежды и обуви). . 22 3 Коллективные средства защиты - убежища, быстровозводимые и простейшие укрытия. Частичная и полная санитарная обработка при поражении оружием массового поражения, частичная дезактивация и дегазация. 23 4 Ознакомление с приборами радиационной, химической разведки и радиационного контроля. Тема 7 Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму 24 1 Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму: основы законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в ДНР и РФ; права и ответственность гражданина в области противодействия 16 1 1 1 1 1 1 экстремизму, терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации. 25 2 Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции. Признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. Действия граждан при установлении уровней террористической опасности. Тема 8 Основы здорового образа жизни 26 1 Основы здорового образа жизни. . 27 2 Сущность репродуктивного здоровья. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье. 28 3 Сущность репродуктивного здоровья. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье. Тема 9 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 29 1 Основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности 30 2 Первая доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера. 31 3 Основные понятия в области оказания первой помощи. Распознавание состояния, при которых оказывается первая помощь, и определение мероприятий по ее оказанию. 32 4 Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. 33 5 Виды кровотечений, остановка кровотечения табельными и подручными средствами. 34 6 Понятие «инфекционные болезни». Отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний. Классификация основных инфекционных болезней; Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; Действия в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага. 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основная литература • Закон «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года №І-233П-НС); • Закон «О безопасности» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 12.12.2014 № 04-IHC); • Закон «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законами от 20.03.2015 г. № 21- ІНС от 11.09.2015 г. № 91-ІНС); • Закон «О гражданской обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 14.08.2015 г. № 74-ІНС); • Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 29 мая 2015 г., постановление № I-185П-НС); • Закон «О противодействии терроризму» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 15 мая 2015 г. №I 183П НС); • Закон «Об обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 14.08.2015); • Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 года № 11IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; • Закон «О Здравоохранении» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 года № 42- IHC); • Закон «О статусе военнослужащих» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 11.09.2015 г. № 91- IHC); • Медико-санитарная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Мороз Ю.Б.. – Донецк: Истоки, 2020.-238 с.; • Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и начальная военная подготовка в школе: Учебно-метод. пособие. – М.: ВАКО, 2009. – 205 с.; • Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании обучающихся в современной России. – М.: АВН, 2005. – 166 с. • Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.- 280с.; • Основы безопасности жизнедеятельности . 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ базов. и профильн. уровень /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2013 год 2. • Основы безопасности жизнедеятельности . 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2015 год • Основы доврачебной помощи: учебное пособие / авт.-сост. Г.А. Игнатенко, А.Н. Колесников, А.В. Дубовая, Л.К. Гаврилова, Е.А. Кучеренко, Н.А. Колесникова, Ю.Б. Мороз, К.А. Колесникова, С.И. Михайлюк / Под ред. Г.А. Игнатенко – Донецк, 2020. – 150 с. 18