17. РООП СОО 2021 - 2023 ОБЖ

Управление образования администрации Амвросиевского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
«Рассмотрено»
на заседании педагогического
совета
Протокол
от «30» 08. 2021_ года № _6_

«Утверждаю»
Директор МОУ «Амвросиевская школа № 5»
Амвросиевского района ДНР
Приказ от «_30_» _08__ 20_21_ года № _158_
Н.В. Парафейник

Рабочая программа
по _учебному предмету
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для _10 - 11_ классов
10 класс 1 час в неделю (всего 35 часов)
11 класс 1 час в неделю (всего 35 часов)
(срок реализации 2 года)
Авторы-составители:
Зам. директора по УВР _Михалкина О.В.__
Учитель Белкин А.В.

2021г.

г. Амвросиевка

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................... 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА .......................................................... 5
10 КЛАСС ............................................................................................................ 9
11 КЛАСС .......................................................................................................... 14
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................... 18

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» (10 – 11 классы) составлена на основании следующих нормативных
документов:
✓ Законом «О безопасности» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 12.12.2014 № 04-IHC);
✓ Закон «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета
Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законами от
20.03.2015 г. № 21- ІНС от 11.09.2015 г. № 91-ІНС);
✓ Законом «О гражданской обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой
Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 14.08.2015
г. № 74-ІНС);
✓ Законом Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской
деятельности (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 29 мая 2015
г., постановление № I-185П-НС);
✓ Законом «О противодействии терроризму» (Постановление Народного Совета Донецкой
Народной Республики от 15 мая 2015 г. №I 183П НС);
✓ Законом «Об обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 14.08.2015);
✓ Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 года
№ 11-IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
✓ Законом «О Здравоохранении» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 24.04.2015 года № 42- IHC);
✓ Закон «О статусе военнослужащих» (Постановление Народного Совета Донецкой
Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 11.09.2015
г. № 91- IHC);
✓ Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой
Народной Республики, разработанная и утверждённая совместным приказом
Министерства молодёжи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. и Министерства
образования и науки №322 от 17.07.2015г.;
✓ Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой
Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832;
✓ Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой
Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и
науки №843 от 03.08.2016;
✓ Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой
Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832;
✓ Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой
Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 07.08.2020г. № 121-НП (в редакции Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021г. №
80-НП);
✓ Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 13.08.2020 № 682);
✓ Учебного плана МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР
(утвержден Приказом МОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ДНР);
3

✓ Примерная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности». 10-11 классы / сост. Дорохов А.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». –
Донецк: Истоки, 2021. – 29 с.
Цели и задачи
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в комплексной
системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у учащихся
готовность к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Родины,
укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности,
ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
Целью изучения и освоения примерных программ учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры
безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в
области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в
соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОС СОО.
Задачи:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности,
общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
обязанностях граждан по защите государства;
• воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к
героическому наследию России, Донецкой Народной Республики и ее государственной
символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
• развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов
терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
• овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
•
формирование экологического мышления, навыков здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;
•
изучение правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
•
владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и
чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;
•
умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
•
формирование морально-психологических и физических качеств гражданина,
необходимых для прохождения военной службы;
•
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому
государства и его Вооруженным Силам;
4

•
изучение гражданами основных положений законодательства Донецкой
Народной Республики, Российской Федерации в области обороны государства, воинской
обязанности и военной службы;
•
приобретение навыков в области гражданской обороны;
•
изучение основ безопасности военной службы, основ огневой, индивидуальной
тактической и строевой подготовки, сохранения здоровья в период прохождения военной
службы и элементов медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и
биологической защиты войск и населения.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики
предусматривает обязательное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
в 10-м и 11-м классах в объеме 70 часов за уровень образования: по 1 часу в неделю в каждом
классе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического
комплекта):
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций/ базов. и профильн. уровень /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М.,
Просвещение, 2013 год 2.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций/ базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2015
год
3. Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В.,
Мамченко С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.- 280 с.
4. Медико-санитарная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В.,
Мамченко С.В., Мороз Ю.Б.. – Донецк: Истоки, 2020.- 238 с.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
✓ репродуктивная технология;
✓ технология развивающего обучения;
✓ игровые технологии;
✓ технология проблемного обучения;
✓ технология уровневой дифференциации.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах
❖ внеклассных (внеурочных) мероприятий;
❖ дидактических игр;
❖ предметных неделей;
❖ предметных олимпиад.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме
контрольного диктанта с грамматическим заданием.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
5

использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера
для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
6

предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма и наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма и
наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
7

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма и наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и
факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества, и ее влияние на здоровье
человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«Основы безопасности жизнедеятельности /
Начальная военная подготовка» (для юношей)
10 КЛАСС
(35 часов в год; 1 час в неделю)
№
п/п

№ урока
в теме

Наименование раздела, тем уроков

Тема 1 Основы обороны государства.
1
1
Основные нормативные правовые акты в области обороны государства. Основы
законодательства в области обороны и национальной безопасности Донецкой Народной
Республики, Российской Федерации. Состояние и тенденции развития современного
мира и России. Национальные интересы ДНР, РФ и стратегические национальные
приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности,
оказывающие негативное влияние на национальные интересы Донецкой Народной
Республики, Российской Федерации. Содержание и обеспечение национальной
безопасности Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Военная
политика Российской Федерации в современных условиях.
2
2
Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества Донецкой
Народной Республики, Российской Федерации в рамках реализации национальных
интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Донецкой Народной
Республики, Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы,
их предназначение и задачи. История создания ВС ДНР, РФ. Структура ВС ДНР, РФ.
Виды и рода войск, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы
в ВС Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Основные направления
развития и строительства ВС ДНР, РФ. Модернизация вооружения, военной и
специальной техники.
Тема 2 Правовые основы военной службы
9

Кол-во
часов

1

1

Дата
Примечание
проведения
по
по
плану факту

Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского
учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по
контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская
служба. Понятие о воинских Уставах, их виды и значение в жизни и деятельности
военнослужащих, частей и подразделений Вооруженных Сил. Виды воинских Уставов.
Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинские звания и знаки различия.
Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Права и
обязанности военнослужащих
4
2
Размещение военнослужащих и распорядок дня, распределение времени и внутренний
порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее
сущность и значение для поддержания постоянной боевой готовности и выполнения
боевых задач. Поощрения и взыскания, налагаемые на солдат и сержантов. Организация
внутренней и караульной службы - назначение, состав, подготовка и вооружение
караулов в суточном наряде. Обязанности дневального и их практическое выполнение.
Обязательная и добровольная подготовка к военной службе. Воинские звания и знаки
различия.
Тема 3 Элементы начальной военной подготовки
5
1
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия.
6
2
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя
и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. .
7
3
Строи отделения.

1

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей
и механизмов автомата Калашникова при стрельбе.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки.
Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при
обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности
и при проведении стрельб.
Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова.
Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными
осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.

1

3

1

8

4

9
10

5
6

11
12

7
8

13

9

10

1

1
1
1

1
1

1
1
1

Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств
индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного
комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)).
15
11
Элементы военной топографии: компас, понятие азимута магнитного, определение по
компасу азимута магнитного на предмет и направление движения. Работа с
топографическими картами, условные обозначения на военных топографических картах.
Тема 4 Военно-профессиональная деятельность
16
1
Военно-профессиональная деятельностью гражданина. Цели и задачи военнопрофессиональной деятельности.
17
2
Военно-учетные специальности
Тема 5 Основы комплексной безопасности
18
1
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической
безопасности на национальную безопасность Донецкой Народной Республики,
Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность гражданина в области
охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок
обращения в них.
19
2
Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства
индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном
транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на
воздушном и водном транспорте.
Тема 6 Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, основы гражданской обороны
20
1
Основы законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации по
организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
21
2
Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и
социального характера, характерные для региона проживания, опасности и
чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
14

10

11

1

1

1
1
1

1

1

1

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование
сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации.
23
4
Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального
дозиметрического контроля.
Тема 7 Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму
24
1
Основные понятия, правовая основа, принципы и направления в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Донецкой Народной
Республике; Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму
и наркотизму. Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма.
Общегосударственная система противодействия экстремизму: основы законодательства
Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму.
25
2
Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму,
терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации;
права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации.
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств.
Тема 8 Основы здорового образа жизни
26
1
Основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни. Основные
понятия в области здорового образа жизни. ЗОЖ. Факторы и привычки, пагубно
влияющие на здоровье человека.
27
2
Основы законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в
области формирования здорового образа жизни.
28
3
Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Индивидуальная модель здорового
образа жизни.
Тема 9 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
29
1
Основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для
изучения и реализации своих прав, определения ответственности. Основы
законодательства ДНР, РФ в области оказания первой помощи. Права, обязанности и
22

3

12

1

1

1

1

1

1
1

1

30

2

31

3

32

4

33
34

5
6

ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие
проведения первой помощи, способы оказания первой помощи при неотложных
состояниях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. Первая доврачебная
помощь в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера. Основы
законодательства ДНР, РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае
возникновения эпидемии. Основы первой доврачебной помощи в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного характера: периоды терминального состояния,
Первая доврачебная помощь при нарушении дыхания и остановке сердца - алгоритм
искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца. Первая доврачебная
помощь при переломах и вывихах - алгоритм действий при закрытых и открытых
переломах, иммобилизация верхних и нижних конечностей с помощью табельных и
подручных средств.
Виды кровотечений, остановка кровотечения табельными и подручными средствами.
Доврачебная помощь при отравлении различными веществами. Распознавание
состояния, при которых оказывается первая помощь, и определение мероприятий по ее
оказанию. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила
поведения в зоне радиоактивного заражения

13

1

1

1

1
1

11 КЛАСС
(35 часов в год; 1 час в неделю)
№п/п

№ урока
в теме

Наименование раздела, тем уроков

Тема 1 Основы обороны государства.
1
1
Основные понятия в области обороны государства. Основы и организация обороны в
Донецкой Народной Республике. Направление военной политики Донецкой
Народной Республики, Российской Федерации в современных условиях. Основные
направления развития и строительства ВС ДНР, РФ.
2
2
Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Факторы и источники
угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на
национальные интересы Российской Федерации, Донецкой Народной Республики.
Тема 2 Правовые основы военной службы
Основные нормативные правовые акты в области воинской обязанности граждан и
военной службы. Использование нормативных правовых актов для изучения и
реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время
прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания
в запасе. Обязательная и добровольная подготовка к военной службе.
4
2
Воинские звания и знаки различия. Порядок и сроки прохождения службы по
призыву, контракту и альтернативной гражданской службы. Основание увольнения с
военной службы. Предназначение мобилизационного резерва. Порядок заключения
контракта и сроки пребывания в резерве.
Тема 3 Элементы начальной военной подготовки
5
1
Основы строевой подготовки военнослужащего. Основы тактической и огневой
подготовки. Назначение Строевого устава. Строевой устав при обучении элементам
строевой подготовки. Строевые приемы и движение без оружия. Воинское
приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в
3

1

14

Кол-во
часов

1

1

1

1

1

Дата
проведения
по
по
плану факту

Примечание

строй, подход к начальнику и отход от него. Строевые приемы в составе отделения
на месте и в движении.
6
2
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Порядок
хранения автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и
патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.
7
3
Явление выстрела и его практическое значение. Значение начальной скорости пули,
траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении
противника. Влияние отдачи оружия на результат выстрела.
8
4
Прицел и правильная точка прицеливания для стрельбы по неподвижным целям.
Ошибки прицеливания по результатам стрельбы. Изготовка к стрельбе.
9
5
Назначение и боевые свойства гранат. Наступательные и оборонительные гранаты.
Устройство ручных осколочных гранат. Приемы и правила снаряжения и метания
ручных гранат; Меры безопасности при обращении с гранатами.
10
6
Предназначение и характеристика современного общевойскового боя.
11
7
Действия отделения при артобстреле, ударах авиации, применении оружия
массового поражения, отражении атаки противника перед передним краем обороны.
12
8
Элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования. .
13
9
Средства индивидуальной защиты. Назначение, устройство, комплектность, подбор
и правила использования противогаза, респиратора.
14
10
Средства индивидуальной защиты. Назначение, устройство, комплектность, подбор
и правила использования ОЗК, Л-1
15
11
Сигналы оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств
индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
Тема 4 Военно-профессиональная деятельность
16
1
Профессиональный отбор. Военно-учетные специальности.
17
2
Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Организация подготовки
офицерских кадров
Тема 5 Основы комплексной безопасности
18
1
Экологическая обстановка. Оценка уровня безопасности. Личное безопасное
поведение в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической
обстановки. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков

15

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное
поведение на транспорте.
19
2
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов,
пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового
автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков. Явные и скрытые
опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.
Определение ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение
во время занятий современными молодежными хобби. Нормативные правовые акты
для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Оценка
последствия своего поведения на транспорте. Модель личного безопасного
поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте
Тема 6 Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, основы гражданской обороны
20
1
Основы гражданской обороны: нормативная правовая база гражданской обороны
Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Чрезвычайные ситуации
мирного и военного времени. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях в мирное и военное время.
21
2
Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Индивидуальные
средства защиты органов дыхания (ВМП, ПТМ, З-2, ГП-5, 7, ИП-46, промышленные
противогазы). Индивидуальные средства защиты кожи (ОЗК, костюм Л-1, отдельные
виды гражданской одежды и обуви). .
22
3
Коллективные средства защиты - убежища, быстровозводимые и простейшие
укрытия. Частичная и полная санитарная обработка при поражении оружием
массового поражения, частичная дезактивация и дегазация.
23
4
Ознакомление с приборами радиационной, химической разведки и радиационного
контроля.
Тема 7 Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму
24
1
Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму: основы
законодательства Донецкой Народной Республики, Российской Федерации в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной
власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в
ДНР и РФ; права и ответственность гражданина в области противодействия
16

1

1

1

1

1

1

экстремизму, терроризму и наркотизму в Донецкой Народной Республике,
Российской Федерации.
25
2
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении
уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. Действия
граждан при установлении уровней террористической опасности.
Тема 8 Основы здорового образа жизни
26
1
Основы здорового образа жизни. .
27
2
Сущность репродуктивного здоровья. Факторы, положительно и отрицательно
влияющие на репродуктивное здоровье.
28
3
Сущность репродуктивного здоровья. Факторы, положительно и отрицательно
влияющие на репродуктивное здоровье.
Тема 9 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
29
1
Основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для
изучения и реализации своих прав, определения ответственности
30
2
Первая доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
характера.
31
3
Основные понятия в области оказания первой помощи. Распознавание состояния,
при которых оказывается первая помощь, и определение мероприятий по ее
оказанию.
32
4
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
33
5
Виды кровотечений, остановка кровотечения табельными и подручными средствами.
34
6
Понятие «инфекционные болезни». Отличия инфекционных заболеваний от
неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний.
Классификация основных инфекционных болезней; Предупреждение возникновения
и распространения инфекционных заболеваний; Действия в порядке и по правилам
поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического
очага.

17

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
• Закон «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики
от 19 июня 2015 года №І-233П-НС);
• Закон «О безопасности» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики
от 12.12.2014 № 04-IHC);
• Закон «О воинской обязанности и военной службе» (Постановление Народного Совета
Донецкой Народной Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законами от
20.03.2015 г. № 21- ІНС от 11.09.2015 г. № 91-ІНС);
• Закон «О гражданской обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 14.08.2015 г. № 74-ІНС);
• Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности
(принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 29 мая 2015 г., постановление
№ I-185П-НС);
• Закон «О противодействии терроризму» (Постановление Народного Совета Донецкой
Народной Республики от 15 мая 2015 г. №I 183П НС);
• Закон «Об обороне» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от
14.08.2015);
• Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 20.02.2015 года № 11IHC «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера»;
• Закон «О Здравоохранении» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 24.04.2015 года № 42- IHC);
• Закон «О статусе военнослужащих» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной
Республики от 13.02.2015 с изменениями, внесенными законом от 11.09.2015 г. № 91- IHC);
•
Медико-санитарная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко
С.В., Мороз Ю.Б.. – Донецк: Истоки, 2020.-238 с.;
•
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и начальная военная подготовка в школе:
Учебно-метод. пособие. – М.: ВАКО, 2009. – 205 с.;
•
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании обучающихся
в современной России. – М.: АВН, 2005. – 166 с.
• Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие / сост. Дорохов А.В., Мамченко
С.В., Морозов П.Л. – Донецк: Истоки, 2019.- 280с.;
•
Основы безопасности жизнедеятельности . 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/
базов. и профильн. уровень /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2013 год 2.
•
Основы безопасности жизнедеятельности . 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/
базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; М., Просвещение, 2015 год
•
Основы доврачебной помощи: учебное пособие / авт.-сост. Г.А. Игнатенко, А.Н. Колесников,
А.В. Дубовая, Л.К. Гаврилова, Е.А. Кучеренко, Н.А. Колесникова, Ю.Б. Мороз, К.А.
Колесникова, С.И. Михайлюк / Под ред. Г.А. Игнатенко – Донецк, 2020. – 150 с.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(856)5923031

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».