УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района ___________ Н.В. Парафейник «_31__» _августа__ 2022г. Программа реализации Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» для обучающихся 1-11 классов МБОУ «Амвросиевская школа №5» Амвросиевского района на 2022 - 2023 учебный год 1. Пояснительная записка МБОУ «Амвросиевская школа № 5» Амвросиевского района реализует Всероссийский проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект). Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей. Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности. Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства. Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности. При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму имеется методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Основой системы воспитания Проекта является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков. Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике. Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности. Социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях; предоставляют возможности для получения опыта участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами, включения в командные формы социально ориентированной деятельности. Получение опыта социальных практик детьми и подростками является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания. Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта (киноуроки.рф), где формируется база данных о деятельности участников. Информация о лучшем опыте выполнения социальных практик публикуется в ежемесячном электронном журнале «Искусство созидать». Инновационная система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике. 2. Цели и задачи Проекта. ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Цели программы: формирование нравственной культуры, доброты, любви и уважения к себе и окружающему миру. формирование у учащихся представлений о чувстве долга, героизме, самоотверженности; формирование основ гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог. формирование критического мышления, доказательной аргументации суждений; формирование установки на самообразование и самовоспитание. Задачи программы Обучающие: ✓ Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп; ✓ Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; ✓ Научить разрабатывать и реализовывать социальные практики. Развивающие: ✓ Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации; ✓ Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. ✓ Воспитательные: ✓ Воспитание навыков сознательного поведения в обществе; ✓ Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности. Воспитательный потенциал Проекта в соответствии с целями и задачами программы воспитания школы реализуется через создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников. Отдельные темы программы могут быть реализованы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующим Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 3. Материально – техническое оснащение занятий. Видеофильмы в рамках пособия «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы» ➢ Комплект методических материалов к киноурокам, включающий методические рекомендации для проведения занятий; ➢ Тематические презентации, входящие в комплект УМК к киноурокам; ➢ Проектор или интерактивная доска. ➢ Компьютер. ➢ Колонки. 4. Планируемые результаты. Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В результате прохождения программного материала обучающиеся получат возможность узнать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 3. Правила вежливости и красивых манер. 4. Заповеди и соответствующие притчи. 5. Источники наших нравственных знаний. 6. О совести как основе нравственности. 7. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Сострадать животным, не обижать их. 6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 7. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. 8. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 9. Быть сострадательными к чужому горю. 10. Не обижать животных и птиц. 11. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 12. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. У обучающихся появится возможность сформированы универсальные учебные действия, а именно: Личностные универсальные учебные действия − ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; − знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; − развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; − эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им. Обучающийся получит возможность для формирования: − морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; − эмпатии как осознанного понимания чувств других людей, и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающий получит возможность научится: − принимать и сохранять учебную задачу; − учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; − планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; − адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; − самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; − вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия по алгоритму. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится: − осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; − строить сообщения в устной и письменной форме; − осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научится: − адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; − допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; − учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; − формулировать собственное мнение и позицию; − договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 5. Описание проекта. 1. Проведение киноурока. 1.1. Каждую социальную практику предваряет проведение киноурока. Киноурок проводится педагогом с учетом особенностей возраста и развития обучающихся. 1.2. Обязательными требованиями к киноуроку являются: 1.2.1. Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, основанных на раскрытии значений вводимых понятий о нравственных качествах личности человека. Принцип введения новых понятий – один киноурок – одно понятие. 1.2.2. Обсуждение фильма, заложенного в киноурок, выстраивается с учетом методических рекомендаций. Ключевым этапом киноурока является рефлексия обучающихся, нацеленная на побуждение к действию и проявление инициативы к созидательному действию. 1.3. Киноурок проводится на базе МОУ, где возможно обеспечить просмотр кинокартины в хорошем качестве на профессиональном оборудовании для достижения максимального эффекта эмоционального напряжения и суггестии. 2. Инициирование и выбор социальных практик. 2.1. Инициатива реализации социальных практик исходит от учащихся. Обсуждение идей социальных практик проводится сразу после просмотра фильма и беседы о проявленных героями качеств личности. Необходимо зафиксировать в сознании детей возникшую потребность подражать положительному примеру, выраженную в стремлении к конкретному действию. Завершением данного этапа работы должен стать составленный примерный план выполнения общественно полезных дел. 2.2. Типы и виды, уровень сложности социальных практик и уровни реализации могут быть различными. Полноценная реализация системы воспитания возможна при условии постепенного усложнения как вводимых понятий, так и уровней социальных практик с расширением сфер деятельности обучающихся и круга дополнительно привлекаемых участников. 2.2.1. Типы и виды социальных практик: А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия; Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, развлекательные и т. д.); научно-просветительские мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая деятельность; В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ; Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов; Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты. 3. Реализация социальных практик. 3.1. На этапе введения социальных практик в систему воспитательной работы в МОУ они могут выполняться силами детей и педагогов самостоятельно и с привлечением дополнительных специалистов, в зависимости от выбранного вида, типа и уровня сложности практики. Тематическое планирование занятий по реализации Проекта «Киноуроки в школах России» с обучающимися 1 - 11класса СЕНТЯБРЬ Модуль Школьный урок 1 класс Киноурок «ЭРА» Тема: мечта https://kinouroki.org/films/3 5 Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 2 класс Киноурок «Хорошие песни» Тема: доброжелательность https://kinouroki.org/films/ 13 3 - 4 класс 5 – 8 класс Киноурок «Хорошие песни» Тема: доброжелательность https://kinouroki.org/fil ms/13 Киноурок «Дом» Тема: коллективизм https://kinouroki.org/fil ms/29 9 – 11 класс Киноурок «Дом» Тема: коллективизм https://kinouroki.org/fil ms/29 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества ОКТЯБРЬ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Не трус и не предатель» Тема: дружба https://kinouroki.org/films/ 4 2 класс Киноурок «Друг в беде не бросит» Тема: помощь вместо осуждения https://kinouroki.org/films/ 10 3 - 4 класс Киноурок «Три солнца» Тема: уважение https://kinouroki.org/fil ms/tri_solntsa 5 – 8 класс 9 – 11 класс Киноурок «Там, где Киноурок «Там, где мечтают медведи» мечтают медведи» Тема: ответственность Тема: ответственность (перед миром и (перед миром и человечеством) человечеством) https://kinouroki.org/fil https://kinouroki.org/fil ms/33 ms/33 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества НОЯБРЬ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Мандарин» Тема: радость за другого https://kinouroki.org/films/ 1 2 класс Киноурок «Мой танец» Тема: честность https://kinouroki.org/films/ 15 3 - 4 класс 5 – 8 класс Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам https://kinouroki.org/fil ms/9 Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам https://kinouroki.org/fil ms/9 9 – 11 класс Киноурок «Другой мир» Тема: верность идеалам https://kinouroki.org/fil ms/9 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества ДЕКАБРЬ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро https://kinouroki.org/films/ 12 2 класс Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро https://kinouroki.org/films/ 12 3 - 4 класс 5 – 8 класс Киноурок «Новогодний подарок» Тема: добро https://kinouroki.org/fil ms/12 Киноурок «БВ» Тема: прощение https://kinouroki.org/fil ms/25 9 – 11 класс Киноурок «БВ» Тема: прощение https://kinouroki.org/fil ms/25 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества ЯНВАРЬ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Воин света» Тема: отзывчивость https://kinouroki.org/films/ 3 2 класс Киноурок «Чистодей» Тема: трудолюбие https://kinouroki.org/films/ 37 3 - 4 класс 5 – 8 класс Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие https://kinouroki.org/fil ms/28 Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие https://kinouroki.org/fil ms/28 9 – 11 класс Киноурок «Музыка внутри» Тема: милосердие https://kinouroki.org/fil ms/28 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества ФЕВРАЛЬ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Шайба» Тема: мужество https://kinouroki.org/films/ 6 2 класс Киноурок «Ванькаадмирал» Тема: герой, пример для подражания https://kinouroki.org/films/ 19 3 - 4 класс 5 – 8 класс Киноурок «Трудный выбор» Тема: моральный выбор https://kinouroki.org/fil ms/7 Киноурок «Неанисия» Тема: здоровый образ жизни https://kinouroki.org/fil ms/30 9 – 11 класс Киноурок «Неанисия» Тема: здоровый образ жизни https://kinouroki.org/fil ms/30 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества МАРТ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Мой друг единорог» Тема: воображение, фантазия https://kinouroki.org/films/ 16 2 класс Киноурок «Экзамен» Тема: аккуратность https://kinouroki.org/films/ 27 3 - 4 класс 5 – 8 класс Киноурок «8 марта» Тема: наблюдательность https://kinouroki.org/fil ms/36 Киноурок «Письма» Тема: целомудрие https://kinouroki.org/fil ms/34 9 – 11 класс Киноурок «Письма» Тема: целомудрие https://kinouroki.org/fil ms/34 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества АПРЕЛЬ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Когда небо улыбается» Тема: радость познания https://kinouroki.org/films/ 23 2 класс Киноурок «Мой друг Дима Зорин» Тема: благородство https://kinouroki.org/films/ 22 3 - 4 класс Киноурок «За руку с Богом» Тема: бескорыстие https://kinouroki.org/fil ms/8 5 – 8 класс 9 – 11 класс Киноурок Киноурок «Александр» «Александр» Тема: ответственность Тема: ответственность за свои поступки за свои поступки https://kinouroki.org/fil https://kinouroki.org/fil ms/24 ms/24 Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества МАЙ Модуль Школьный урок Классное руководство Внеурочная деятельность Работа с родителями 1 класс Киноурок «Наследники Победы» Тема: патриотизм https://kinouroki.org/films/ 2 2 класс Киноурок «Лошадка для героя» Тема: чувство долга https://kinouroki.org/films/ 17 3 - 4 класс Киноурок «Лошадка для героя» Тема: чувство долга https://kinouroki.org/fil ms/17 5 – 8 класс 9 – 11 класс Киноурок «Навсегда» Киноурок «Навсегда» Тема: смелость, отвага Тема: смелость, отвага https://kinouroki.org/fil https://kinouroki.org/fil ms/navsegda ms/navsegda Классный час по теме киноурока – обсуждение детских инициатив и плана реализации социальных практик Выбор направлений в соответствии с идеей социальной практики, реализуемой после просмотра фильма: ‧ Познавательная деятельность ‧ Художественное творчество ‧ Проблемно-ценностное общение ‧ Туристско-краеведческая деятельность ‧ Спортивно-оздоровительная деятельность ‧ Трудовая деятельность ‧ Игровая деятельность Реализация социальной практики выбранной направленности на школьном или внешкольном уровне с привлечение родительского сообщества